Съемка широкоугольным объективом: советы и приемы. Почему широкоугольный объектив так популярен среди профессиональных фотографов? Широкоугольный объектив что им снимать

Казалось бы, с широкоугольниками все просто и понятно - больше предметов в кадре, возможность снимать природу и улицы города, и многое другое. Однако, даже их можно используют не совсем правильно.

Часто новички в фотографии приобретают качественное широкоугольное стекло (чаще всего, по чьему-либо совету), объектив 50мм и зум-объектив в надежде, что с таким ассортиментов объективов они закроют все базы съемки. В принципе, так оно и есть, но всегда стоит учитывать, что даже самая обширная коллекция аксессуаров и камер не гарантирует того, что снимки получатся удачными. Именно поэтому мы и поговорим о том, какие пять самых распространенных ошибок допускают новички, снимая на широкоугольный объектив.

Итак, для начала нужно понять, что именно делает широкоугольник. Основная его функция - расширение пространства в кадре. То есть, он искажает пространство, углубляя тем самым перспективу. То есть то, что находится ближе к камере, будет выглядеть значительно больше, чем то, что расположено дальше, даже если предметы в реальности одного размера.

Еще один результат, который дает использование широкоугольного объектива - это искривление прямых линий. То есть все здания, если их снимать снизу, будут как бы сходиться в круг наверху.

Эти функции в руках хорошего фотографа помогут фото приобрести более глубокий смысл, поскольку широкий угол объектива позволяет создать ощущение погружения - зритель видит себя как бы частью изображения.

Как же правильно использовать широкоугольный объектив?

Главное - знать когда и как применить объектив, чтобы создать привлекательное изображение и вызвать у зрителя восторг. А лучший способ разобраться с тем, как сделать правильно - рассмотреть самые распространенные ошибки.

  1. Все в изображении находится на одном расстоянии от объектива
  2. Еще раз внимательно перечитайте параграф о том, какие результаты дает широкоугольник. Искажение и растяжение перспективы. Поэтому, чтобы получить требуемый эффект, основной предмет или центр композиции должен находиться ближе к объективу. Намного ближе!

    Самые впечатляющие фото, снятые на широкоугольный объектив - это фото, на которых объект съемки находится на расстоянии нескольких дюймов от камеры.

    Ниже - два примера фотографий, на которых снят один и тот же объект - велосипед. На фото слева ничего из кадра особенно не выделяется, поэтому смысла фото практически не несет и до конца не понятна суть изображения.

    Второе фото - справа, напротив, выделяет велосипед, то есть он находится ближе к камере и съемка ведется от него в перспективу. Появляется и боке, и более выделенное, контрастное пространство.

    Конечно, со стороны вы можете выглядеть весьма подозрительно, но анонимность и стелс - скорее враги при съемке на широкоугольный объектив.

    Для того, чтобы кадр стал интереснее, ему нужно добавить глубину и перспективу, а для этого нужно подбираться ближе к предмету съемки. То есть, центр композиции должен находиться ближе, второстепенный элемент - чуть поодаль и дальше всего - фон. Благодаря такому подходу создается многослойность картинки, на нее хочется смотреть дольше, рассматривать и исследовать то, что происходит в кадре.


  3. Отсутствие главного действующего лица (или предмета)
  4. Эта ошибка идет рука об руку с предыдущей. Когда все предметы находятся на одинаковом расстоянии от камеры, все выглядит одинаково небольшим и незначительным (или все выглядит одинаково большим, но и это, в свою очередь, аннулирует значимость).

    Например, два фото ниже. На первом фото, роль играет только глубина резкости, поэтому снимок строится исключительно на текстуре дерева и металла, находящихся в фокусе. Тем не менее, изображению чего-то не хватает.

    А вот так выглядит изображение, если сфокусироваться на листке, который прорастает через доски. На фотографии сразу начинает играть свет, центр композиции смещается на листок, он же выделяется цветом и взаимодействует с солнцем, бликующим сверху.

    Здесь стоит еще отметить, что иногда лучше не цепляться за изначальную задумку кадра, а адаптироваться к условиям и прямо на месте, с камерой в руках искать наиболее удачные варианты. Они, как известно, могут появиться в самых неожиданных местах.

    Помните о том, что даже профессионалы не снимают шедевров с первого раза.

    Наоборот, сначала делается кадр, потом он внимательно оценивается, а после принимается решение, стоит его оставить, или же лучше что-то изменить. Композиция основана не только на строгих правилах, но и на интуиции и инстинктах. С ними и стоит работать.


  5. Попытка вместить в кадр слишком много деталей
  6. Лучше меньше - да лучше, правило, которое отлично срабатывает в фотографии и еще лучше вписывается в съемку на широкоугольный объектив. Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная, ведь она напрямую вытекает из первоочередной функции широкого угла.

    Например, в путешествии вы идете по открытому уличному рынку и решаете запечатлеть торговца, перед которым разложены разнообразные фрукты и овощи. Конечно, первое, что нужно сделать - спросить разрешение на съемку. Ну а дальше вся ответственность ложится уже на фотографа. Сразу же стоит вспомнить о тех правилах, что перечислены выше - выбрать один основной объект, второстепенные элементы и фон. Если в кадре происходит слишком много всего - зритель отвлечется от основной идеи.

    Поэтому никогда не бойтесь упрощать суть фотографии.

    Сказать больше всегда можно меньшим количеством деталей.


  7. Фотографии людей в неудачных ракурсах
  8. Помните торговца, у которого мы только что просили разрешения на съемку? Чего точно не стоит делать, так это совать камеру прямо ему в лицо. Результат определенно никого не порадует.

    Очень распространенная ошибка - это съемка портретов на широкоугольный объектив. Поскольку одна из основных функций ширика, как мы уже говорили - это искажение, фотографии людей получаются весьма непривлекательными - длинный и диспропорциональный нос, вытянутая голова, крупные щеки - совсем не то фото, которое вы поставите в рамку. Так что, если хотите снимать лестные портреты - забудьте о широкоугольном объективе и выберите что-нибудь из нашей подборки лучших портретных объективов.

    Очень важно помнить, что каждое стекло имеет собственные функции и подходит для определенных жанров. Широкий угол хорош для пейзажей и природы, не для художественных или психологических портретов.

    Тем не менее, это не значит, что портретные фотографии совсем нельзя снимать на широкий угол. Если ваша цель - забавный или юмористический кадр, широкий угол может напротив, сыграть на руку. Как на фото ниже:

    Иногда широкий угол хорошо срабатывает в репортажной съемке:


  9. Съемки на широкий угол просто ради съемок
  10. Фотография - это, конечно, в первую очередь процесс. Но любой процесс должен служить какой-нибудь цели. Именно поэтому не стоит снимать на широкоугольный объектив просто так. Выбирайте предметы, которые по смыслу и в окружении требуют тех эффектов, которые можно достичь при помощи широкого угла. Подводите зрителя к композиционному центру изображения, намеренно искажайте размер предмета, чтобы обозначить его важность, искривляйте линии, чтобы создать эффект погружения.

Ну а главное - старайтесь не допускать вышеперечисленных ошибок и снимайте, снимайте, снимайте!

Часто бывает необходимо снять открытый ландшафт или протяженный объект, в то время как возможности имеющейся в вашем распоряжении оптики позволяют сфотографировать лишь фрагмент увиденного. В этой статье мы рассмотрим несколько путей решения данной проблемы.

Существует несколько способов получения снимков с широким охватом пространства: можно, например, купить короткофокусную камеру с несменной зумируемой оптикой, приобрести дорогой широкоугольный объектив для своей зеркалки либо же использовать специальные приложения для склейки цифровых панорамных снимков. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Начнем с камер с несменной оптикой, которые позволяют работать на широком угле (т. е. с фокусным расстоянием менее 34 мм). Они наверняка заинтересуют маклеров, страховых агентов, дизайнеров мебели, интерьеров, ландшафтов, различных научных и технических работников, а также прочих пользователей, которые в силу своей занятости или из-за отсутствия навыков работы с цифровым изображением не будут «клеить» панорамные фото. К достоинствам этой техники можно отнести простоту получения «широкого» снимка; среди недостатков, как правило, отмечают высокий уровень хроматизма и явно выраженные явления подушкообразной дисторсии (т. е. существенное искривление вертикальных и горизонтальных линий по краям кадра). Заметим, правда, что последний артефакт в некоторых ситуациях может оказаться достоинством, например при съемке с низкой точки колодцев городских дворов, деревьев в лесу и т. д. - в результате возникают очень интересные эффекты. При фотографировании портретов широкоугольная оптика дает возможность получать оригинальные шаржи.

Итак, на сегодня фактически существует десять актуальных моделей цифровых камер, оснащенных несменной зумируемой оптикой и обеспечивающих съемку на широком угле. Ряд из них мы уже рассматривали на страницах нашего журнала: Fujifilm FinePix Е900 (dFOTO, № 4, 2006), FinePix S9500 (dFOTO, № 1-2, 2006), Canon PowerShot S80 (dFOTO, № 4, 2006), Kodak EasyShare P880 (dFOTO, № 3, 2006), Samsung Digimax Pro 815 (dFOTO, № 1-2, 2006), Sony Cyber-shot DSC-R1 (dFOTO, № 3, 2006), так что в этом материале мы лишь кратко напомним их основные характеристики. Четыре новые камеры - Panasonic Lumix DMC-LX1, Kodak EasyShare V570, Pentax Optio 50L и UFO DC-6332 - будут рассмотрены более подробно.

Canon PowerShot S80

Металлический корпус, имиджевая внешность и огромный функциональный потенциал - чего еще можно пожелать непрофессиональному фотографу? Ну разве что менее шумных изображений при высоких значениях ISO

Класс

Canon PowerShot S80

CCD; 1/1,8"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив Н.д./24-140 мм/1:2,8-4,1

Zoom Оптический/цифровой 5,8x/2x

Баланс белого

ЖК-монитор
2,5", 237 тыс. пикселов

Все творческие режимы; 13 сюжетов; гистограмма в реальном времени; подсветка автофокуса; русское меню

Шумная трансфокация объектива; нет поддержки RAW; шумы на изображении начиная с ISO 100

Наша оценка

Эргономика

Множество управляющих элементов позволяют оперативно варьировать основные настройки камеры. Очень удобен в работе двухосный джойпэд с кнопкой выбора посередине (она же вызывает фирменное меню Func ). Платформу джойпэда можно использовать для навигационных целей - она вращается вокруг центра.

Функциональность

Canon PowerShot S80 позволяет снимать панорамы и видео. Можно варьировать способ экспозамера, изменять мощность импульса вспышки. Поддерживается гистограмма в реальном времени, брекетинг по фокусу и экспозиции, 9-точечная система интеллектуальной автофокусировки AiAF, имеется также лампа подсветки автофокуса, возможна ручная фокусировка. Непрерывная съемка осуществляется со скоростью 1,8 fps.

Качество снимков

Изображения демонстрируют естественную цветопередачу, хорошую детализацию, неплохую передачу телесных оттенков. Макро выглядит реалистично и объемно. На коротком фокусе заметна небольшая бочкообразная дисторсия. Начиная с ISO 200 шумы существенно портят изображение. По краям кадра имеются хроматические аберрации.

Fujifilm FinePix E900

Основной козырь этой камеры - возможность получения великолепных малошумных изображений на всем диапазоне светочувствительности сенсора вплоть до ISO 800

Класс компактные камеры для творческой съемки

Fujifilm FinePix E900

Матрица: тип, размер, млн пикселов

Максимальный размер кадра 3488×2616 пикселов

Объектив 7,2-28,8 мм/32-128 мм/1:2,8-5,6

Zoom Оптический/цифровой 4x/7,6x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,6/0,075 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800

Баланс белого Авто, солнечно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы дневного, теплого и холодного цвета, ручной

ЖК-монитор 2,0", 115 тыс. пикселов

Быстрый старт; гистограмма в реальном времени; поддержка RAW; запись видео и звука; байонет для насадок; возможность питания от внешнего источника

Макро только на широком угле трансфокатора

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»

Эргономика

Кнопка включения утоплена в корпус, что препятствует ее случайному нажатию. Рядом с ней на верхней панели расположен селекторный диск, позволяющий устанавливать все творческие режимы и ряд сюжетов. Слева от дисплея находятся элементы для оперативной установки серийной съемки/автобрекетинга и внесения экспопоправок. Посредством кнопки F вызывается фирменное меню для быстрой смены светочувствительности, размера и степени сжатия кадра, а также цифровых эффектов.

Функциональность

На передней панели имеется байонет для крепления дополнительных оптических насадок. Аппарат позволяет варьировать резкость изображения, способ экспозамера и фокусировки, а также использовать таймер (2 и 10 с). Снимки в режиме просмотра можно вращать, кадрировать и снабжать звуковыми комментариями.

Качество снимков

Fujifilm FinePix E900 позволяет получать качественные и малошумные снимки на всем диапазоне светочувствительности сенсора вплоть до ISO 800. Отличная цветопередача, минимум хроматических аберраций, неплохое макро, реалистичное отображение телесных оттенков.

Fujifilm FinePix S9500

Для компенсации «шевеленки» в данной камере можно использовать более короткие выдержки благодаря расширенному до ISO 1600 диапазону светочувствительности матрицы

Класс камеры с длиннофокусными объективами

Fujifilm FinePix E900

Матрица: тип, размер, млн пикселов Super CCD HR V; 1/1,6"; 9,24/9,0

Максимальный размер кадра 3488×2616 пикселов

Объектив 6,2-66,7 мм/28-300 мм/1:2,8-4,9

Zoom Оптический/цифровой 10,7x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро/супермакро 0,5/0,1/0,01 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800, 1600

Баланс белого Авто, солнечно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2 типа), ручной (2 типа)

ЖК-монитор 1,8", 118 тыс. пикселов

Отличная эргономика; использование элементов АА; ручное зумирование; неограниченная мультиэкспозиция; синхроконтакт; горячий башмак; низкие шумы матрицы

Медленные автофокус и запись снимков

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Стереосвит»

Эргономика

Объектив Fujifilm FinePix S9500 оснащен механической системой зумирования. Радует возможность питания от внешнего источника и наличие бленды в комплекте. Подвижный ЖК-дисплей может отклоняться на 90° вверх и, после выдвижения, примерно на 45° вниз. Для варьирования опций используется специальное колесо. Ряд важных параметров съемки можно оперативно изменять с помощью кнопки F (см. выше).

Функциональность

В камере доступны три типа экспозамера и автофокусировки, все творческие режимы, «зеленая зона», пять сюжетов, присутствует также возможность неограниченной мультиэкспозиции. Есть гистограмма в реальном времени. При недостатке освещения активируется подсветка АФ. Устройство позволяет записывать видео со звуком в формате M-JPEG (640×480 пикселов, 30 fps).

Качество снимков

Снимки имеют незначительные шумы вплоть до ISO 800. На изображениях видны следы довольно агрессивной системы шумоподавления, из-за чего страдает детализация. К цветопередаче претензий нет. Традиционно хорошо передаются телесные оттенки.

Kodak EasyShare P880

Аппарат поддерживает многие функции, характерные для профессиональных моделей, однако общее положительное впечатление несколько портят его скоростные показатели

Класс камеры для творческой съемки

Kodak EasyShare P880

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/1,8"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив Н.д./24-140 мм/1:2,8-4,1

Zoom Оптический/цифровой 5,8x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,25/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200, 400; для 0,8 Мп - до 800-1600

Баланс белого Авто, дневной свет, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, облачно, открытая тень, закат, ручной, три предустановки

ЖК-монитор 2,5", 237 тыс. пикселов

Объектив с ручным зумированием; великолепный дисплей; горячий башмак и синхроконтакт; запись снимков в RAW

Медленная работа автофокуса и запись фотографий на карту памяти; отсутствие поворотного дисплея

Наша оценка

Эргономика

Аппарат заключен в пластмассовый корпус, имеется оптический видоискатель с диоптрийной подстройкой. Карта памяти вставляется в гнездо на правой панели, следовательно, камеру не нужно снимать со штатива, чтобы сменить носитель. Устройство неплохо лежит в руках, правда, во время работы некоторые кнопки на задней панели попадают под правую ладонь.

Функциональность

Kodak P880 поддерживает все творческие режимы, 12 сюжетных программ и 3 слота для сохранения пользовательских настроек. Обеспечиваются все виды экспозамера. Кроме горячего башмака, имеется классический внешний синхроконтакт, а также традиционный разъем для фирменных док-станций (последние делают более удобной загрузку отснятого материала в ПК и прямую фотопечать).

Качество снимков

Хроматизм минимален. Электронный шум незаметен лишь при низких значениях светочувствительности матрицы (ISO 50-100). Отличный динамический диапазон. При широкоугольном положении зум-объектива явно выражена подушкообразная дисторсия, при максимальном фокусе этот артефакт отсутствует.

Kodak EasyShare V570

Первая в мире камера, которая для обеспечения сверхширокого угла охвата использует дополнительный объектив. Таким образом, у нее два объектива: один - с постоянным фокусным расстоянием, другой - с переменным (3-кратный).

Класс имиджевые камеры

Kodak EasyShare V570

Матрица: тип, размер, млн пикселов (всего/эффективных) CCD; 1/2,5"; 5,4/5,0

Максимальный размер кадра 2576×1932 пиксела

Объективы Эквивалент для пленочных 35 мм камер 23 мм/39-117 ммМаксимальная апертура 1:3,9-4,4

Zoom Оптический/цифровой 3x/3,2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/сверхширокоугольный/макро 0,6/0,8/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800 (только для 1,8 Мп)

Баланс белого Авто, дневной свет, открытая тень, лампы накаливания, люминесцентные лампы

ЖК-монитор 2,5", 230 тыс. пикселов

Память 28 MB встроенной, SD

Форматы файлов JPEG, MPEG-4 (со звуком)

Габариты (Ш×В×Г) 101×49×20 мм

125 г

Металлические корпус и штативное гнездо; два объектива со встроенной металлической шторкой; множество сюжетных программ; док-станция в комплекте; поддержка записи видео в MPEG-4; интегрированные средства редактирования видео

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией MTI

Дизайн

Аппарат имеет великолепный строгий дизайн: черный компактный удлиненный металлический корпус, хромированные вставки, блестящие псевдосенсорные кнопки, металлическая шторка, прикрывающая объективы.

Эргономика

Несмотря на свои сравнительно небольшие габариты, камера явно рассчитана на работу двумя руками: 2,5-дюймовый монитор расположен по центру, справа - джойстик и рычаг трансфокатора, слева - кнопки для управления режимами вспышки, просмотра изображений, удаления снимков, вызова меню, загрузки отснятых материалов в компьютер через док-станцию (поставляется в комплекте).

Функциональность

Kodak V570 оборудована двумя объективами, что в общей сложности обеспечивает 5-кратное увеличение картинки. Она позволяет снимать в программном режиме, а также содержит 21 сюжетную программу съемки и один слот для сохранения пользовательских настроек. Активируя функцию быстрого просмотра кадра, по цвету специального значка (ладонь со скобкой) можно судить о резкости полученного изображения. Кроме того, пользователю доступна видеосъемка (640×480×30 fps) в формате MPEG-4 продолжительностью 5, 15 или 30 с. Примечательно, что видеоклипы можно делить на фрагменты, а также получать статичные кадры в формате JPEG.

Быстродействие

Камера довольно быстро готовится к работе. Трансфокация вариообъектива происходит хоть и оперативно, но с большим шагом дискретности. Наведение на резкость оптики с постоянным фокусом совершается практически мгновенно, а вот при использовании зум-объектива для получения резкого снимка камере требуется чуть больше времени (при необходимости автоматически включается лампа подсветки автофокуса).

Качество снимков

Благодаря широкоугольному объективу эта модель позволяет получать поистине уникальные пейзажные снимки, правда, их детализация оставляет желать лучшего, а вот дисторсионные искажения вполне терпимы. При использовании любого из объективов на снимках видны умеренные хроматические аберрации по всей площади кадра. Порадовала отличная передача телесных оттенков. А вот шумы существенно портят картинку начиная c ISO 200 и выше.

Panasonic Lumix DMC-LX1

Фотоаппарат тоже может вызвать любовь с первого взгляда - в LX1 нравится буквально все: дизайн, объектив с системой стабилизации, быстродействие, функциональность, вот только CCD-матрица здесь слишком шумная.

Класс компактные камеры для творческой съемки

Panasonic Lumix DMC-LX1

Матрица: тип, размер, млн пикселов(всего/эффективных) CCD; 1/1,6"; 8,6/8,4

Максимальный размер кадра 3840×2160 (16:9), 3248×2160 (3:2),
2880×2160 (4:3) пикселов

Объектив
Фокусное расстояние 6,3-25,2 мм Эквивалент для пленочных 35 мм камер 28-112 мм
Максимальная апертура 1:2,8-4,9

Zoom
Оптический/цифровой 5,6x/4x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400

Баланс белого Авто, дневной свет, облачность, галогеновые лампы, ручной (2 слота)

ЖК-монитор 2,5", 207 тыс. пикселов

Память SD (32 MB в комплекте)

Форматы файлов RAW, TIFF, JPEG, M-JPEG (со звуком)

Габариты (Ш×В×Г) 105,7×55,8×42,5 мм

Масса (без аккумуляторов и карты памяти) 185 г

Фирменная система оптической стабилизации изображения; гистограмма в реальном времени; подсветка автофокуса; все творческие режимы; брекетинг по экспозиции; 14 сюжетов; высокая скорость серийной съемки; великолепная эргономика; металлическое штативное гнездо

Высокий уровень шумов; посредственное макро; ошибки при автоопределении баланса белого

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Дизайн

Дизайн камеры великолепен: компактный черный металлический корпус, на передней панели - серебристый цилиндр объектива и декоративная вставка, улучшающая эргономику, кнопки «под хром». Ничего лишнего, все строго и со вкусом.

Эргономика

Благодаря упомянутой вставке и специальным наплывам на задней панели Panasonic DMC-LX1 очень удобно удерживать в правой руке. Основные режимы съемки устанавливаются с помощью рифленого диска на верхней панели. Здесь же находится кнопка для управления системой стабилизации изображения (она может быть отключена, включена постоянно либо только в момент съемки). Системное меню русифицировано.

Функциональность

Сверху на цилиндре объектива расположен переключатель соотношения сторон кадра 16:9/3:2/4:3. Заметим, что в последнем положении камера сможет снимать с максимальным разрешением 6 мегапикселов, зато при этом будет обеспечиваться 5,6-кратное оптическое увеличение. Слева на объективе имеется переключатель AF/AF Macro/MF , определяющий способ фокусировки.

Вспышка открывается механически - с помощью рычажка слева на верхней панели, вручную регулировать мощность ее импульса невозможно, зато легко установить режим компенсации эффекта красных глаз и медленную синхронизацию.

Камера поддерживает все творческие режимы, автобрекетинг по экспозиции и 14 сюжетов. Имеется разъем для подключения внешнего питания.

Быстродействие

LX1 не очень быстро готовится к работе, зато она демонстрирует сравнительно высокие показатели серийной съемки - до 3 fps (в режиме Высокая скорость сериями по 5 или 9 кадров в зависимости от степени сжатия снимка). Наведение на резкость также происходит достаточно быстро и уверенно. Скорость трансфокации объектива умеренная.

Качество снимков

При автоматическом определении баланса белого на снимках преобладают теплые оттенки. При установке ISO выше 200 на изображениях заметны следы довольно агрессивной работы системы шумоподавления (кстати сказать, степень ее воздействия можно регулировать с помощью системного меню). Макро посредственное, на портретах телесные оттенки отдают краснотой.

Pentax Optio 50L

Класс камеры начального уровня

Pentax Optio 50L

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/2,5"; 6,3/6,2

Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов

Объектив

Zoom Оптический/цифровой 3х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,06

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
Авто, 50, 100, 200

Баланс белого

ЖК-монитор
2,5", 201 тыс. пикселов

Большой ЖК-экран; удобное управление; русское меню; разъем для подсоединения к внешнему источнику питания

Незащищенные интерфейсные разъемы; нет оптического видоискателя; шумные изображения; ошибки баланса белого

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Эргономика

Камеру неудобно держать в одной руке - большой палец правой руки может случайно задеть слишком крупные кнопки. Дисплей защищен пластиком. Кнопка включения утоплена в корпус на верхней панели, что препятствует ее случайному нажатию. Основные режимы устанавливаются с помощью селекторного диска со Спуском затвора посередине. К сожалению, гнездо для карты памяти расположено рядом с батарейным отсеком, а интерфейсные разъемы ничем не прикрыты.

Функциональность

Pentax Optio 50L поддерживает полностью автоматический и программный режимы, а также позволяет использовать сюжетные программы - Портрет, Пейзаж, Спорт и Ночная съемка . Кроме того, возможен захват видео со звуком 320×240×20 fps в формате M-JPEG.

Качество снимков

Аппарат медленно готовится к съемке. Существенные шумы на изображениях присутствуют начиная с ISO 100, агрессивная система шумоподавления ухудшает детализацию. Система автоопределения баланса белого работает неточно, зато камера демонстрирует довольно хороший макрорежим. Неплохо передаются оттенки телесного цвета.

Samsung Digimax Pro 815

Ни у одной камеры нет 15-кратного зум-объектива при 8-мегапиксельной матрице, дополнительного цветного ЖК-монитора с функцией видоискателя и столь большого, 3,5-дюймового, ЖК-дисплея.

Класс камеры с длиннофокусными обьективами

Samsung Digimax Pro 815

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 2/3"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив 7,2-108 мм/28-420 мм/1:2,2-4,6

Zoom Оптический/цифровой 15х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро/супермакро 0,5/0,1/0,03

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
Авто, 50, 100, 200, 400

Баланс белого Авто, солнечно, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2), вспышка, ручной (2)

ЖК-монитор 3,5", 235 тыс. пикселов

Отличный объектив; большой ЖК-дисплей; дополнительный верхний цветной ЖК-монитор с функцией видоискателя; брекетинг по экспозиции, балансу белого и фокусу

Заметный шум при чувствительности выше ISO 200

Наша оценка

Продукт предоставлен представительством Samsung в Украине

Эргономика

Благодаря дополнительному верхнему цветному ЖК-монитору этой камерой легко снимать скрытно от пояса. На объективе имеются три кольца - одно механическое (для трансфокации) и два электронных (для фокусировки и варьирования диафрагмы). Огорчает непродуманная конструкция крышки отсека - иногда карту памяти из гнезда невозможно изъять без пинцета.

Функциональность

Samsung Digimax Pro 815 позволяет сохранять изображения в RAW и TIFF, записывать видео 640×480×30 fps со стереозвуком, дает возможность полного ручного управления, допускает матричный, центровзвешенный и точечный экспозамер, имеет множество сюжетных программ и творческие режимы. Можно вести серийную съемку со скоростью до 2,5 fps. Запись полноразмерных снимков на карту памяти происходит медленно.

Качество снимков

При огромном диапазоне трансфокации объектива фактически отсутствуют хроматические аберрации, дисторсия тоже вполне терпимая. Система автоопределения баланса белого работает посредственно. При включении чувствительности выше минимальных ISO 50 становится заметен шум.

Sony Cyber-shot DSC-R1

Модель рассчитана на опытного фотолюбителя, ищущего универсальный аппарат с несменной оптикой; она обеспечивает поддержку многих привлекательных функций, характерных для цифровых камер.

Класс полупрофессиональные камеры

Sony Cyber-shot DSC-R1

Матрица: тип, размер, млн пикселов CMOS; 21,5×14,4 мм; 10,8/10,3

Максимальный размер кадра 3888×2592 пиксела

Объектив 14,3-71,5 мм/24-120 мм/1:2,8-4,8

Zoom Оптический/цифровой 5x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,35 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200

Баланс белого Авто, солнечно, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, ручной

ЖК-монитор 2", 134 тыс. пикселов

Объектив Carl Zeiss; малошумный CMOS-сенсор; поворотный дисплей; поддержка карт MS и CF; синхронизация с внешними вспышками на 1/2000 с; подсветка автофокуса

Минимальная выдержка 1/2000 с; нет видео и установки ББ в Кельвинах; медленная запись RAW-файлов

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Эргономика

Практически все основные параметры съемки можно устанавливать без использования системного меню. Трансфокация оптики осуществляется механически. Переключение между дисплеем и цветным электронным ЖК-видоискателем может происходить автоматически при поднесении камеры к лицу.

Функциональность

Sony DSC-R1 поддерживает все творческие режимы, автобрекетинг по экспозиции, четыре сюжета, можно варьировать экспозамер и способы фокусировки. Впечатляет широкий диапазон диафрагм (1:2,8-16) и возможность синхронизации с внешними вспышками на выдержках до 1/2000 с. К сожалению, нельзя установить значения баланса белого, соответствующие цветовой температуре в Кельвинах.

Качество снимков

Отличная детализация изображений обеспечивается великолепным объективом и CMOS-матрицей высокого разрешения. Камера демонстрирует хорошую цветопередачу и плавные градиенты, отличный динамический диапазон, прекрасную передачу телесных оттенков. При светочувствительности сенсора вплоть до ISO 400 шумов на снимках практически не наблюдается.

UFO DS6332

Эта камера наверняка заинтересует тех, кто ищет недорогой компактный фотоаппарат для ежедневной съемки; многих также порадует возможность видеосъемки в формате MPEG-4.

Класс компактные камеры начального уровня

UFO DS6332

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/2,5"; 6,3/6,2

Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов

Объектив 5,4-16,2 мм/32-96 мм/1:3,2-5,5

Zoom Оптический/цифровой 3х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,06 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200

Баланс белого Авто, дневной свет, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2), ручной

ЖК-монитор 2,5", 201 тыс. пикселов

Металлический корпус; подсветка автофокуса; видео MPEG-4; русифицированное меню; украинская документация

Посредственная оптика; незащищенный разъем USB; значительные шумы при ISO 200

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»

Эргономика

Во время фотосъемки джойпэд позволяет управлять вспышкой, устанавливать макрорежим и фокус «на бесконечность», использовать таймер (2, 10, 12 с), вносить поправки в экспозицию, снимать на фоне обратной подсветки. Слева на верхней панели расположен переключатель Фото/Видео/Воспроизведение . Большой 2,5-дюймовый TFT-монитор прикрыт защитным пластиком.

Функциональность

В камере доступны программный режим, 11 сюжетов, непрерывная съемка, автобрекетинг по экспозиции и захват видео со звуком в формате MPEG-4 (640×480 пикселов, 30 fps, продолжительность клипа ограничена лишь емкостью карты памяти). Имеется функция диктофона. В программном режиме можно варьировать экспозамер, светочувствительность, баланс белого, а также резкость и цветовую насыщенность картинки.

Качество снимков

Снимки демонстрируют естественную цветопередачу. При съемке на ISO 200 становятся заметными последствия работы агрессивной системы шумоподавления. Хроматические аберрации присутствуют по всей площади кадра, к границам они усиливаются.

Оптические насадки

Заметим, что при выборе широкоугольной камеры с несменной оптикой не следует забывать о разрешении сенсора. Так, примерно при одинаковом охвате пространства 10-мегапиксельная Sony Cyber-shot DSC-R1 в конечном итоге позволит воспроизвести на снимке гораздо больше деталей, чем 5-мегапиксельная Kodak EasyShare V570. Поэтому изначально нужно четко знать, для каких целей вы будете использовать фотоаппарат. Если для Web-дизайна, то пяти мегапикселов вполне достаточно, если для печати изображений формата A4 и выше, то имеет смысл приобрести камеру, оснащенную более мощными оптикой и сенсором.

Существенно расширить «широкоугольные» возможности аппаратов с несменными объективами помогут фирменные оптические насадки.

Сразу хотим обратить ваше внимание на то, что при работе с конвертерами в цифровых любительских камерах нельзя (а зачастую это и в принципе невозможно) пользоваться оптическими видоискателями, поскольку они сопряжены только со встроенными объективами моделей.

Своей отличной «апгрейдабельностью» традиционно славится ряд фотокамер Canon PowerShot серий A и G. К примеру, при проектировании модели Canon PowerShot A700 в ее конструкцию была заложена возможность подсоединять различные насадки с помощью байонетного крепления, закрытого специальной пластмассовой заглушкой. Для работы с дополнительными конвертерами аппарату необходим адаптер LA-DC58G. На одном его конце находится байонет, а второй оснащен резьбой диаметром 58 мм. Длина переходника обеспечивает нормальную работу объектива во всех положениях и его совместимость с конвертерами для широкоугольной (0,7x, WC-DC58N) и телефотосъемки (1,75x, TC-DC58N), позволяющими увеличить диапазон фокусных расстояний до эффективного 15-кратного оптического зума, а также с линзой для макросъемки 250D.

И без того большой диапазон трансфокации объектива популярных в прошлом моделей Olympus Camedia C-5060 WideZoom и Camedia C-7070 WideZoom (к сожалению, уже снятых с производства) может быть расширен путем приобретения дополнительного пластмассового адаптера CLA‑7, а также теле- (1,7x, TCON-17C) и широкоугольного (0,7x, WCON-07C) конвертеров.

Широкоугольная насадка Konica Minolta ACW-100 подходит для фотоаппаратов Minolta Dimage A2/A2/7i/7Hi, 0,7-кратный конвертер Sony VCL-HGD0758 совместим с камерами Cyber-shot DCR-F717/707/F828, а Nikon WC-E80 обеспечит съемку на широком угле для Coolpix 5400/5700/8700.

Таким образом, в определенном смысле можно утверждать, что конвертеры для цифровых камер с несменной оптикой играют примерно ту же роль, что и сменные объективы для зеркальных аппаратов. К недостаткам подобных решений следует отнести существенные геометрические искажения на максимально широком угле. Многие из этих артефактов невозможно будет до конца компенсировать средствами фоторедакторов. Все фотографии, представленные на этом развороте журнала, сделаны с использованием оптических насадок. Недостатки таких решений видны, что называется, невооруженным глазом. Поэтому при использовании широкоугольных оптических насадок желательно соблюдать следующие правила: 1) фотографировать портреты следует лишь с целью получения дружеских шаржей; 2) при съемке архитектурных сооружений нужно выравнивать камеру относительной горизонтали и вертикали; 3) при создании групповых снимков желательно людей размещать в центре композиции; 4) наиболее целесообразно такую оптику использовать для фотографирования пейзажей.

Широкоугольные объективы к зеркальным камерам

Стандартная оптика, которая поставляется в наборах с бюджетными цифровыми зеркальными камерами, зачастую также дает возможность снимать на широком угле. К примеру, Olympus E-500 может комплектоваться объективами Zuiko Digital 14-45 мм f/3,5-5,6 либо Zuiko Digital 17,5-45 мм 1:3,5-5,6; Canon EOS 350D - EF-S 18-55 мм f/3,5-5,6; Nikon D50 - AF-S DX 18-55 мм f/3,5-5,6G и т. д. Однако возможности такой оптики, увы, не впечатляют: довольно высокий уровень хроматических аберраций, виньетирование, существенные дисторсионные искажения на коротком фокусе, нередко посредственная разрешающая способность и др.

Бюджетные объективы позволяют добиваться приемлемого качества изображения для печати форматов А4 и больше лишь на средних значениях диафрагмы и только на части диапазона фокусных расстояний, в то время как дорогие объективы дают возможность работать при любых параметрах. Заметим, правда, что для любительских снимков небольших размеров (до 10×15 см) качественная картинка может быть получена фактически с помощью любой оптики. И все же, чтобы адекватно снимать открытые ландшафты, протяженные объекты и интерьеры, лучше обзавестись специальной оптикой. Надо сразу сказать, что стоит она дорого. Зато такие объективы смогут обеспечить качественно новый уровень ваших кадров - они практически лишены упомянутых выше артефактов.

Вот цены на наиболее популярные широкоугольные объективы, которые применяются для съемки цифровыми камерами.

Canon: EF 17-40 мм f/4,0L USM ($789); EF 24-105 мм f/4L IS USM ($1338); EF 24-70 f/2,8L USM ($1337); EF-S 17-55 мм f/2,8 IS USM ($1179).
Nikon: Nikkor AF-S DX 18-70 мм f/3,5-4,5G ($345); DX 17-55 мм f/2,8G IF-ED AF-S ($1560); 17-35 мм f/2,8D IF-ED AF-S ($1515); DX 12-24 мм f/4G IF-ED AF-S ($1175); 18-35 мм f/3,5-4,5D IF-ED ($525); 24-85 мм f/3,5-4,5G IF-ED AF-S ($395); AF-S DX VR 18-200 мм f/3,5-5,6 G IF-ED ($938).
Olympus: Zuiko Digital 11-22 мм f/2,8-3,5 ($794); Zuiko Digital 14-45 мм f/3,5-5,6 ($233); Zuiko Digital 14-54 мм f/2,8-3,5 ($542); Zuiko Digital 7-14 мм f/4 ($1680).
Sigma: 14 мм f/2,8 EX Aspherical HSM ($425); 12-24 мм f/4,5-5,6 ($665); 15-30 мм f/3,5-4,5 ($555); 20-40 мм f/2,8 ($605); 24-60 мм f/2,8 EX DG ($345); 24-135 мм f/2,8-4,5 ($165); 10-20 мм f/4-5,6 EX DC ($535); 18-125 мм f/3,5-5,6 DC ($310).
Tamron: SP AF11-18 мм f/4,5-5,6 Di II LD Aspherical (IF) ($690); SP AF17-50 мм f/2,8 XR Di II LD Aspherical (IF) ($1200); SP AF17-35 мм f/2,8-4 Di LD Aspherical (IF) ($543).
Tokina: AT-X 124 AF Pro DX 12-24 мм f/4,0 ($900).
Pentax: DA 16-45 мм f/4 ED AL ($500); DA 18-55 мм f/3,5-5,6 AL ($300).

Создание панорамных снимков

Адекватно передавать большие пространства или протяженные объекты можно с помощью практически любой достаточно качественной цифровой камеры. Сегодня многие современные модели поддерживают сюжетные панорамные программы. При установке такого режима вам будет необходимо последовательно снять серию частично перекрывающихся изображений, а встроенная утилита склеит их в одно результирующее. Ряд производителей предлагают сшивать отдельные кадры на компьютере с помощью фирменных утилит, идущих в комплекте, например Canon PhotoStitch, Olympus Camedia Master и др.

Некоторые разработчики стремятся дополнительно заработать на этих функциях, чем обеспечивают существенные неудобства для пользователей. К примеру, фотокамеры Olympus, поддерживающие два вида карт памяти (CF и xD), исходные кадры для панорамных снимков могут записывать только на фирменные носители (xD); более того, если такие снимки были пересохранены в каком-либо фоторедакторе, скажем, с целью выравнивания экспозиции или удаления с изображений визуального мусора, то склеить их в панорамный снимок с помощью фирменных средств уже не удастся.

Существует немало сторонних утилит для склеивания панорам, например The Panorama Factory 4.2 , Realviz Stitcher 5.1 , Photovista Panorama 3.5 , PanaVue ImageAssembler 3 , ArcSoft Panorama Maker 3.5 . О первых четырех продуктах мы подробно писали в dFOTO, ї 1-2, 2004 г. (статья «Панорамная фотография»), о последнем читайте в статье «Широким взглядом» (dFOTO, ї 6, 2005 г.).

Заметим, что все упомянутые программы - вовсе не универсальные рецепты, дающие возможность оперативно добиваться приемлемых результатов. Хороший панорамный снимок рождается на этапе получения исходных изображений. По большому счету, при создании панорамы необходимо применять специальные штативные головки, обеспечивающие строгое выравнивание положения камеры относительно вертикальной и горизонтальной осей и вращение ее вокруг точки фокуса объектива. Увы, стоят они недешево, кроме того, изделия некоторых брендов приобрести в Украине будет проблематично. Из наиболее доступных продуктов упомянем головы Manfrotto - Multi Row Pan Head 303SPH (для сферических панорам), Precision Pan Head 303 Plus и Pan Head 303 (для цилиндрических панорам).

Ну а если нет возможности купить эти продукты, напомним основные правила съемки горизонтальных панорам: 1) используя обычный штатив с ватерпасом, выставляем камеру горизонтально; 2) выбираем и фиксируем экспозицию (функция AE Lock), баланс белого и фокусное расстояние по одному из наиболее важных кадров (заметим, что нежелательно снимать панорамы несменной оптикой на широком угле из-за сильных дисторсионных искажений); 3) поворачивая камеру на определенный угол после каждого снимка (обычно слева направо), следим за тем, чтобы перекрытие между соседними кадрами составляло 20-50%; 4) после коррекции геометрических искажений и нахождения зон перекрытия склеиваем кадры в панорамы в выбранной программ

· 02.06.2017

Текст статьи обновлён: 18.10.2018

Не ошибусь, если скажу, что абсолютно все посетители моего блога имеют опыт съемки на ширик: в смартфонах стоит объектив с эквивалентным фокусным расстоянием (ЭФР) 25-28 мм. Только вот, не у всех получаются шедевры. Предлагаю сегодня проанализировать, как фотографировать на широкоугольную оптику так, чтобы не выходило УГ.


Сначала разберемся с аббревиатурой «УГ» — «унылое г..но». Когда начинающий фотолюбитель приобретает свой первый ширик, он тоннами сваливает в соцсети и на специализированные форумы фотографов приблизительно вот такие кадры.

Что хорошего в этом снимке? Наверное, только линия забора, ведущая взгляд зрителя к СВКЦ (сюжетно-важный композиционный центр, если кто еще не прочитал учебник Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве»). А почему я считаю, что эта фотка УГ? Кто-то скажет: «Потому, что здание снято вблизи и наличествует дисторсия» (в данном случае линии стремятся сойтись в одну точку, хотя наяву они являются параллельными). Почему при съемке на ширик появляется дисторсия, если наклонить ось объектива, подробно и со схемами рассматривается в фотоуроке «Зачем мне нужен полный кадр» (ссылку на эту статью и другие, которые будут упоминаться по ходу разговора, можно увидеть в самом низу).

Но я не согласен, что дисторсия здесь — главное зло. Загружаю изображение в Photoshop, делаю дублирующий слой, выставляю направляющие, в меню «Редактирование – Трансформ – Перспектива — Масштаб». Более-менее выравниваю стены строения. Стало лучше (если бы снимал в анфас, результат был бы чуть качественнее). Все равно УГ…

Значит, причина в другом. Я считаю, что эта фотография некачественная, потому что на ней есть средний план (ближний угол здания), задний (дальний угол и колокольня), но нет переднего. Если бы на ближней плоскости находился какой-нибудь интересный объект, зритель даже не обратил бы внимания на дисторсию.

Хотите эксперимент? Беру исходное фото с кривыми стенами и делаю простенький фотоколлаж.

Бьюсь об заклад, вы даже не сразу обратили внимание, что я в редакторе дополнительно изогнул стены строения…

Особенности широкоугольного объектива

У широкоугольной оптики есть две характеристики, отличающие ее от других типов объективов. Во-первых, ширик растягивает перспективу (усиливает): предметы на переднем плане получаются очень большими, а объекты на заднем – быстро уменьшаются в размерах.

Фото 5. Вагоны поезда, можете мне поверить, тоже имеют одинаковую высоту спереди и сзади, хотя из-за усиленной широкоугольным объективом перспективы, они выглядят не очень реалистично. Зато эффектно… 1/160, -1.67, 8.0, 450, 14.

Во-вторых, широкоугольная линза выдает картинку, которую англоязычные фотографы характеризуют как «inclusive», то есть, «включающая, взаимопроникающая». По-русски, я бы сказал, «затягивающая зрителя во внутрь», или «интерактивная».

Согласитесь, когда смотришь на эти цветы, кажется, они за стеклом стоят, можно до них дотянуться. Необыкновенное чувство. Ни портретник, ни телеобъектив такого ощущения вам не подарят — это «магия» широкоугольной оптики.

Ошибки, которые допускают новички при съемке на широкоугольный объектив

Опытные фотографы выделяют четыре типа недостатков на снимках, полученных любителями на широкоугольные фотообъективы:

  1. Нет объекта, расположенного близко к объективу.
  2. Нет четко выделенного СВКЦ.
  3. Попытка вместить в кадры слишком много объектов.
  4. Искаженные лица на портретах.

Попробуем проанализировать каждый из этих пунктов.

1. Объект расположен далеко от объектива фотоаппарата

На мой взгляд, первая ошибка – это причина 90% слабых снимков и она тесно переплетается со следующими двумя.

Большинство лучших кадров, снятых на широкоугольный объектив, получены с расстояния менее метра (если говорить о крупных объектах) и даже с нескольких сантиметров (если речь идет о маленьких). Например, цветы на снимке №6 я фотографировал где-то с 10 см.

Чтобы получить интересные кадры, мы должны иметь большую глубину изображения (другими словами, усилить перспективу), то есть, должны подойти к объекту съемки на минимально короткую дистанцию.

Проделаем опыт. Снимем фото с уличной скульптурой на полный кадр Nikon D610 с репортажным зумом Nikon 24-70 mm f/2.8 на широком конце ФР=24 мм. Сначала я приближаюсь на очень короткое расстояние: буквально полметра.

Мне кажется, машина сейчас выпрыгнет с экрана на компьютер! Отхожу чуть дальше, буквально на 50-70 сантиметров и… магия теряется.

Ну, если отдалиться на пару метров, то наш объект совсем теряется на снимке. Шарм исчезает полностью.

Считаю, что в примере выше круг из брусчатки более-менее служит передним планом. Если бы его не было, восприятие изображения еще сильнее ослабилось бы.

Но и для тех, кто ненавидит ширики, приведу пример того же сюжета, но снятого на длинном фокусном расстоянии.

Обратите внимание на размер окон на заднем плане на снимке, полученном на широкоугольный объектив и на телеобъектив. Понятно теперь, почему при фотографировании на фоне горы или памятника, лучше попросить фотомодель отойти от него подальше и для съемки использовать линзу с большим фокусным расстоянием?

В статье с рассказом о том, зачем мне ширик и зачем телевик, я обращал внимание: если на Canon 70-200 mm f/2.8 снять кадр при ФР=200 мм и ФР= 180 мм, то изменение фокусных составит лишь 10% и, скорее всего, не будет заметно зрителю. А на фотографии снятой на Canon 16-35 mm f/2.8 при ФР=35 мм, а затем при ФР=16 мм, несмотря на то, что фокусное расстояние изменилось всего лишь на 19 мм, относительное изменение составило 219%.

Та же самая история с изменением дистанции до объекта съемки: снимаем на телеобъектив – отойдя на шаг, практически не получим изменений в передачи перспективы, на ширик – происходит существенный скачок…

Не нужно забывать, что есть широкоугольные объективы (ФР=24-35 мм для фуллфрейма, и ФР=15-22 мм для КРОПа), а есть сверхширокоугольные (ФР=14-24 мм для FX, и ФР=10-14 мм для DX) – они в разы более чувствительны к ошибкам фотографа, допущенным при построении кадра.

Ситуацию как на фото №12 и №13 профессионалы описывают как «расположение элементов композиции на одинаковом расстоянии от объектива и, как следствие, потеря СВКЦ».

Ну, может быть, здесь я подобрал не очень удачный пример, так как машина на заднем плане расположена в 30 метрах. Если бы она стояла в 5-ти метрах от медведя, то оба субъекта слились бы и казалось бы, что они размещаются почти в одной плоскости…

Как это работает? Читайте фотоурок об отличиях кропа и фул-фрейма — там есть схемы и формулы (ссылка размещена в конце данной статьи).

Здесь же расскажу кратко. Если на фото №11 расстояние до медведя составляет 1 м, а до точно такого же мишки на заднем плане — 5 м, то разница в изменении их линейных размеров изображения на снимке составляет Δ=((5/1)*100%-100%)=400%. Когда же фотограф отходит от первого медведя на 2.5 м, то Δ=((5+2,5/(1+2,5)*100%-100%)=114%…

На практике это значит, что в первом случае перспектива выражена очень сильно: медведь на переднем плане будет на снимке выглядеть в 4 раз крупнее, чем скульптура такого же размера, отстоящая от него на расстоянии 5 м. Во второй ситуации такие мишки будут на снимке отличаться в размерах друг от друга лишь в 1,14 раза.

Это значит, что такой трюк, как отойти подальше, снять на ширик фотографию, а потом вырезать объект, не получится, не потеряв магии широкого кадра. Ведь в таком случае перспектива будет выражена слабее.

Для сравнения восприятия: допустим мы снимали бы эти же сюжеты на телеобъектив с расстояния сначала 20, а затем 22,5 метров. Тогда изменение размеров медведей составило бы в первом случае Δ=((25/20)*100%-100%))=25%, а во втором ((27,5/22,5)*100%-100%)=22,2%. Во-первых, размеры обоих скульптур на снимках телевиком отличаются друг от друга существенно меньше, чем при использовании ширика (сравните 25% и 400%), т.е. перспектива выражена слабее. Во-вторых, изменение расстояния до объекта съемки тоже не приводит к драматическим отличиям: 25%/22,2%=1,13 против 400%/114%=3,51…

Поэтому еще раз: хочешь красивые снимки на широкоугольный объектив, подойди ближе, чтобы усилить перспективу, то есть, разницу в размерах между передним и задним планами. Вот еще практический пример. Я подошел к скульптуре на 30см.

Вроде все нормально, картинка затягивает. А что будет, если дистанцию сократить на 15см?

Отмечу, что примеры здесь подобраны неидеальные с точки зрения композиции. Я тоже учусь и нечасто могу снять шириком свой шедевр. В частности, в данном примере и на кадре с медведями, некрасиво обрезан низ. В фотоотчете я, наверное, оставил бы предыдущее изображение, чтобы плита на земле полностью вошла в кадр. Ну, еще парные кадры для демонстрации постулата: на широкоугольную оптику лучше фотографировать с малой дистанции.

2. Нет четко выделенного объекта в кадре при съемке широкоугольным объективом

Требование иметь в кадре СВКЦ, которое обращает внимание зрителя, взаимосвязано с предыдущим пунктом: чуть отошел подальше – зритель «потерялся».

Дорогой читатель, уж извините, если мой тон получился несколько поучительным. Еще раз повторяю, я тоже не умею снимать шириками, только учусь. А в блоге выкладываю свои «конспекты лекций». Я знаю, что часто бывает, что этот СВКЦ трудно найти и обозначить, что иногда нет возможности приблизиться и т.п.

Чтобы оживить такой кадр, жизненно важно найти что-то, что будет цеплять глаз зрителя: камень, надпись, трещина на переднем плане.

Думаете, зачем я в путешествие по дальним странам езжу с женой? Она мне нужна, чтобы привнести «человеческий элемент» («human element») в композицию.

Моя теория здесь в следующем: на этих кадрах главный объект не человек, а окружающая его среда, и она, как и нужно, располагается близко к фотографу.

3. Попытка разместить на снимке слишком много

Ширик имеет очень большой угол обзора. Это помогает, когда мы хотим показать, например, среду обитания нашего объекта. Но это и мешает строить композицию, так как на снимке может оказаться слишком много второстепенных деталей, отвлекающих от главного. Тут только один совет: знать меру и быть осторожным, выбирая границу кадра.

4. Съемка портретов на широкоугольный фотообъектив

Наверняка, вы много раз встречали строгие рекомендации: на ширик портреты людей не снимают, так как сильно искажаются пропорции лица и тела.

Первый кадр сфотографирован с расстояния 15 см, второй – с 30 см.

Я бы здесь внес уточнение. Когда вам пишет девушка, фотомодель: «Уважаемый фотограф, снимите, пожалуйста, мне портфолио», — наверное, лучше взять портретник Canon 50mm f/1.4 или Canon 85mm f/1.4. А если вы идете по улице и снимаете стрит-фото, можно получить очень интересные снимки на широкоугольный объектив с эффектом вовлечения зрителя.

Заключение

Подведем итоги. Без широкоугольного объектива очень трудно, а иногда и невозможно, снять профессиональный репортаж со свадьбы, Дня рождения, вечеринки и путешествия. Хотя бы потому, что нужен установочный кадр с общим планом, дающим зрителю понимание, где происходит событие (смотри урок «Как фотографировать фотоисторию»).

Чтобы фотки с ширика не были УГ, нужно следовать простым правилам: 1) подойти близко; 2) показать зрителю четко, кто главный объект; 3) не делать «мешанину» из тысяч субъектов, быть проще; 4) если хочется естественных пропорций тела человека, используются большие фокусное расстояние, но для стрит-фото и юмора не стоит стесняться снимать на ширик.

Понимаю, что я не авторитет в фотографии, но попробуйте внимательно обдумать те тезисы, что я здесь изложил. Затем зайдите на сайт Mywed и проанализируйте лучшие кадры – 30% свадебных фотографий сняты на ширик. Затем наберите в Гугле фразу «Коммерсант, лучшие фотографии года». Там тоже треть сюжетов получены на широком угле. Проанализируйте каждое фото, сравните с тем, что есть в вашем портфолио, и тогда тоже станете снимать шедевры на широкоугольный объектив. Удачи друзья!

Также хочу добавить, что всё вышеизложенное не значит, что мы всегда должны использовать ширик, и бывают исключения, когда мы не следуем описанным в статье правилам. Еще обращаю внимание, что в фоторепортаже желательно чередовать кадры, сделанные разными типами объективов: если все снимки будут сняты на широкоугольный объектив, зритель заскучает.

Обратили внимание, что при съемке на этот тип оптики чрезвычайно важное значение приобретают линии в кадре? Почти везде они очень цепко «захватывают взгляд» и ведут зрителя туда, куда нужно фотографу. Нужно быть очень внимательным при построении композиции.

В этой статье мы видели фотки, снятые на сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2,8. У такой линзы есть родственник:

Для фотографа - пейзажиста нет ничего лучше, чем запечатлеть гармонию и красоту природы. Будь то водопад, лес или покрытая листвой поляна. О великолепии природы можно рассказать через фотографию, но для этого нужно подобрать правильный объектив.

Иными словами, за каждым хорошим пейзажистом стоит качественный широкоугольный объектив. Более того, когда дело касается съемок природы, объектив - это самая важная деталь камеры. Сегодня на рынке доступно огромное количество качественных широкоугольных объективов, о которых мы и поговорим. От Микро 4/3 к APS-C и Фуллфреймам, возможности сейчас практически безграничны.

Угол обзора

Если говорить в общем, широкоугольные объективы - это объективы с полнокадровым фокусными расстоянием шире чем 35мм. Конечно, это - не строгое правило, поскольку многое зависит и от перспективы. Если, к примеру, снимать лес с расстояния в несколько метров, лучше всего использовать 14мм объектив, чтобы все поместилось в кадр. А если снимать тот же лес с расстояния в несколько километров, и понадобится уже объектив 50мм. В общем, с помощью большинства широкоугольных объективов можно получить угол обзора от 114 до 122 градусов. Чуть больше и объектив уже заходит на территорию фишай-стекол, а меньше 110 градусов - стандартных.

Кроме того, тип матрицы в камере определит что именно будет считаться широким углом для конкретной камеры. Мы возьмем четыре стандартных типа матрицы для камер со сменными стеклами - полнокадровую, APS, микро 4/3 и дюймовую (в порядке уменьшения размера). APS делится на APS-H (для некоторых камер Canon), APS-С и APS-C для Canon.

Тип матрицы/ увеличение

  • Полнокадровая - x1
  • APS-H (Canon) - x1.3
  • APS-C - 1.5x
  • APS-C (Canon) - 1.6x
  • Микро 4/3 - 2x
  • Дюймовая - 2.7x

Если взять объектив, который рассчитан на полнокадровую матрицу и поместить на APS-C, то часть света, проходящего через объектив будет перекрыта. Таким образом, создается и увеличение фокусного расстояния. Объектив, рассчитанный на 35мм получит кроп от x1.3 до x1.6 в зависимости от типа APS-C матрицы. Соответственно, полнокадровое стекло 24мм на APS-C будет эквивалентно 36мм объективу. Из-за этого фактора, фокусное расстояние объектива на камере может из полнокадрового стать стандартным. Если это отлично помогает тем, кто снимает на телеобъективы (300мм превращается в 450мм), это совсем не подходит для широкоугольных линз.

К счастью, к каждому типу камер имеется очень большой выбор различных объективов. Нужно учитывать, что поскольку матрица на APS-C меньше, и фокусное расстояние отличается, производители как правило, указывают все расстояния в характеристиках объектива. Широкоугольная Sigma 8-16мм f/4.5-5.6 DC HSM для APS-C камер, к примеру, на фуллфрейме получит расстояние 12-24 мм.

Чем меньше матрица, тем больше кроп-фактор. Микро 4/3 - это половина полнокадровой матрицы, поэтому объектив 8мм для Микро 4/3 будет иметь фокусное расстояние 16мм, 12мм - 24мм и так далее.

Что до дюймовой матрицы (например, на камере Nikon 1), ее кроп-фактор равен x2.7. То есть объектив 8 мм будет равен 21.6мм. Точно так же, эквиваленты фокусного расстояния для полнокадровой матрицы производители указывают в инструкции.

Структура объектива

Каждый, кто смотрел на цены объективов, замечал, что они сильно различаются для дешевых и дорогих моделей. Если говорить в общем, то цена обусловлена качеству и ценности объектива. Но это совсем не значит, что нельзя найти бюджетные качественные объективы и не лучшие образцы дорогих.

Многие детали как внутри линзы, так и снаружи, влияют на ее производительность. Надо отметить, что по конструкции даже зум объективы отличаются от объективов с постоянным фокусным расстоянием. И зум-объективы состоят из гораздо большего количества элементов как в прямом, так и в переносном смысле: часто в описании к объективу можно прочитать “состоит из 14 элементов в 12 группах. Три асферические линзы, четыре LD и 2 ELD”.

Последние аббревиатуры являются оптическими функциями, которые направлены на усовершенствование светопередачи. Самые распространенные, которые попадаются в том числе и в названии объектива - это LD (низкая дисперсия), ELD (ED) (экстра низкая дисперсия), SLD (спец. низкая дисперсия) и UL (ультра низкая дисперсия), HRI (сильнопреломляющая) ASP (асферическая). У некоторых производителей есть и свои термины, которые характеризуют те или иные свойства объектива. Линзы одного типа собирают в группы, а группы разных, как правило сосуществуют в одном объективе, успешно покрывая несколько функций сразу.

Структура, качество и цена объектива зависит и от других факторов. Например, скорость объектива. Чем быстрее объектив, или чем шире его максимальная апертура тем, как правило, лучше. Однако, не всегда можно гарантировать, что f/2.8 окажется качественнее чем более дешевая f/4. Это нередко зависит от внутренней конструкции.

Существует два типа зум-объективов - с фиксированной и переменной апертурой. В первом случае, максимальная апертура остается неизменной на каждом фокусном расстоянии. Во втором она, соответственно, меняется. Более дорогими, при этом, являются объективы с апертурой фиксированной.

Ну а выбирать объектив, как всегда, приходится исходя из требований, бюджета и камеры. К счастью, есть из чего выбирать.

Canon EF 16-35мм f/2.8L III USM и Canon EF 24-105мм f/4 IS II USM

Эти объективы - это отличное продолжение линейки объективов Canon для полнокадровой матрицы. Первый объектив состоит из 16 элементов, включающих асферическую линзу. Особенным преимуществом является покрытие из фторопласта. Кроме того, объектив имеет фиксированную апертуру f/2.8.

Вторая модель аналогично имеет фиксированную апертуру, но f/4, потому и стоит она немного дешевле.

Эти объективы являются отличным выбором для съемки природы, поскольку позволяют получить качественные снимки с великолепными насыщенными цветами.

Fujifilm’s XF 16мм F1.4R WR

Для камер Fujifilm этот объектив подходит лучше остальных. С фокусным расстоянием, эквивалентным 24мм он состоит из двух асферических и двух ED элементов. Благодаря нано покрытию стекла, корректируется рефракция и убираются блики и отражения. Минимальное фокусное расстояние этого объектива - меньше 6 дюймов, кроме того, он имеет быстро фокусирующийся мотор.

Summaron-M 28mm f/5.6

Легендарная Leicа тоже получила обновление для цифровых камер серии М. Нужно отметить, что впервые этот объектив попал на рынок в 1955 году и только современная его версия адаптирована под современные камеры с М байонетом. Фокусируется этот объектив примерно на расстоянии 90 см. Симметричная оптика - это шесть элементов в четырех группах. Знаковым является для этого объектива и эффект виньетки, который сделал популярной его оригинальную модель.

SL 24-90мм f/2.8-4 ASPH

Для тех, кто снимает на Leica серии SL, идеально подойдет именно SL 24-90мм f/2.8-4 ASPH. Он состоит из 18 элементов в 6 группах, включая 4 асферических элемента. 11 из 18 элементов созданы из стекла, которое уменьшает хроматические аберрации. Цена этого объектива около 280 000 руб.

AF-S NIKKOR 24-70мм f/2.8E ED VR

Этот объектив включает в себя все самые новые технологии, то есть четыре шага стабилизации изображений, электромагнитная апертура (для постоянного поддержания апертуры при серийной съемке), ASP/ED элементы и покрытие линзы, снижающее отражения и блики. Более бюджетный вариант для пейзажной съемки от Nikon - AF-S NIKKOR 24мм f/1.8G ED. За счет диафрагмы f/1.8 и асферических и элементов и ED - элементов с экстра низкой дисперсией.

Для DX Nikon - камер с матрицей APS-C отлично подходит AF-P DX NIKKOR 18-55мм f/3.5-5.6G VR . Этот объектив предоставляет фокусное расстояние 27-83мм и имеет встроенную стабилизацию изображений. Шаговый мотор обеспечивает более гладкую и тихую работу автофокуса. Немного дешевле (примерно на 2500 руб.) можно приобрести вариант без VR, но лучше все же не экономить.

Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4.0 IS Pro

С фокусным расстоянием 24-200мм на полнокадровой матрице и постоянной апертурой, этот объектив состоит из 17 элементов в 11 группах. Линза покрыта нано покрытием, объектив имеет встроенную стабилизацию, защищен от погодных условий. Объектив лучше всего подходит для серии OM-D.

Panasonic Leica DG Vario-Elmarit 12-60mm F2.8-4.0 ASPH Power OIS

Несмотря на название, этот объектив вовсе не рассчитан на камеры Leicа, но он является результатом сотрудничества компаний Panasonic и Leica, рассчитанным на матрицы Микро 4/3. На полнокадровой матрице он даст фокусное расстояние 24-120мм, тем самым позволяя адаптироваться к любым ситуациям. Плюс, объектив защищен от погодных условий и способен работать при температуре -10 градусов С.

Lumix G Leica DG Summilux 12mm f/1.4 ASPH

Еще один продукт сотрудничества Panasonic и Leica -на Микро 4/3 фокусное расстояние этого объектива будет равняться 24мм и с апертурой f/1.4 объектив позволяет снимать при крайне низком освещении. Тело объектива защищено от капель воды и пыли, он включает как асферические, так и ED и UED элементы. Плюс, он включает диафрагму из девяти лепестков для гладкой расфокусировки фона.

HD PENTAX-D FA 15-30mm f/2.8 ED SDM WR

Для камер с системой Pentax K-1 этот объектив идеально подходит при пейзажной съемке. Конструкция включает линзы ED, покрытие, поглощающее блики и позволяет быструю фокусировку со стабилизацией изображения, которая идеально работает с K-1 и имеет пять шагов.

Samyang 20mm f/1.8 ED AS UMC

Практически для любых байонетов существует вариант этого объектива (Sony Уб Sony A, Canon, Nikon, Pentax, Микро 4/3 и Fuji X). Все модели объектива работают на ручном фокусе и состоят из 13 элементов в 12 группах. Минимальное фокусное расстояние - около 30 см.

Sigma 12-24mm f/4 DG HSM Art

Это - один из топ объективов Sigma, который имеет варианты для камер Canon и Nikon. Объектив включает высококласные асферические линзы, которые обеспечивают яркость и четкость изображения. Элементы имеют FLD дисперсию и объектив фокусируется на расстоянии до 20 см при фокусном расстоянии 24мм.

Для камер Sony подойдет Sigma 30mm f/1.4 DC DN, которая оснащена асферическими и двусторонними асферическими элементами. Объектив имеет 9 лепестков диафрагмы и фокусируется на расстоянии до 30см.

Sony FE 24-70mm F2.8 GM

Объектив с нано покрытием, защищающим от бликов и отражений, XA элементами и девятью лепестками диафрагмы для создания гладкого боке. Отдельным плюсом является беззвучный механизм.

Tamron 18-200mm f/3.5-6.3 Di II VC

Для Canon, Nikon и Sony подойдет и этот бюджетный объектив от Tamron. Он является одним из самых легких зум объективов и отлично подходит для пейзажной съемки.

Инструкция

Обратите внимание на фотоаппараты, у которых фокусное расстояние составляет от 24 до 40 мм, если вас интересуют широкоугольные объективы. Показатель менее 24 мм относится к сверхширокоугольным, но их стоимость будет несколько выше.

Выбирая подобные фотоаппараты, необходимо учитывать также такой параметр как перспектива. Она характеризирует относительную протяженность и размер объектов в кадре. Широкоугольные объективы отличаются тем, что на переднем плане объекты кажутся большими, а на заднем – отдаленными. Чтобы этот эффект был не слишком резким, необходимо подбирать фотоаппарат с расчетом на то, на каком расстоянии вы собираетесь стоять от объектов съемки.

Определите, какой тип фокусного расстояния необходим вам для ведения съемки. Постоянное фокусное расстояние или Fix-объективы имеют высокую светосилу и доступную цену. Они не способны приближать или удалять выбранные объекты. Переменное фокусное расстояние или Zoom-объективы отличаются тем, что могут приближать и отдалять объекты в кадре, что намного удобнее в применении. Однако их минус в том, что не всегда позволяют сделать качественные снимки. В то время как фиксы легче и компактнее, разрабатываются специально под конкретный тип фотографии. В связи с этим желательно приобрести для широкоугольного объектива не только универсальный Zoom, но и несколько видов Fix.

Найдите в характеристике широкоугольного объектива такой параметр как светосила. Он обычно обозначается «f/число». Если стоит надпись «f:число-число», то это означает, что у объектива имеется диапазон фокусных расстояний. При этом первое число отвечает за светосилу на коротком конце, а второе – на длинном. Параметр светосилы отвечает за возможность фотоаппарата снимать в условиях низкой освещенности. Чем меньше указанное число, тем выше данный параметр. Однако для широкоугольных объективов большая светосила не нужна, так как ее в большинстве случаев придется понижать. К примеру, если вы выбрали широкоугольный зум-объектив, то идеальной светосилой будет «f:2,8-4,0».

Фишай, или рыбий глаз – это отдельный вид широкоугольного объектива. Его особенность в том, что угол обзора в этой оптике составляет 180 градусов. Благодаря этому с помощью объектива фишай можно получать необычные пейзажные, жанровые или портретные снимки. Обычно фотографов в этом объективе особенно привлекают оптические искажения.

Определите, зачем вам нужен фишай-объектив

Если у вас уже имеется камера, то выбрать к ней фишай-объектив, скорее всего, не составит большого труда, так как их разнообразие относительно невелико. Рассмотрите линейку моделей, представленных непосредственно для фотоаппарата вашей марки.

На ваш выбор повлияет то, зачем вам нужен такой объектив. Обычно с помощью фишай снимают либо пейзажи и интерьеры, где требуется как можно более широкий угол обзора, либо сюжеты, где на первый план выходят оптические искажения (иначе говоря, бочкообразная дисторсия), их используют как художественный прием.

Для пейзажно-интерьерной съемки можно купить механический объектив. Это позволит существенно сэкономить на его стоимости. Минус подобного выбора в том, что придется выставлять все параметры вручную, но так как у вас будет на это время, то на качестве съемки это скажется наилучшим образом. Для портретной, сюжетной и особенно репортажной съемки покупать объектив без автофокуса не следует, вы рискуете упустить интересные моменты.

Форма кадра

Следует понимать, что фишай, благодаря тому что вместит в кадр гораздо больше пространства, чем обычный объектив, все же сильно уменьшит размер всего содержимого, поэтому может получиться, что подробности, на которых вы делаете акцент, окажутся слишком малозаметны.

В объективе фишай, или рыбий глаз, угол охвата составляет 180 градусов, фокусное расстояние равно 8 мм. Бывает два типа фишаев, диагональный и круглый. Диагональный объектив позволяет получить 180 градусов по диагонали кадра, а у круглого в результате съемки вы получите вписанный в кадр круг – это и будет фишай-снимок.

На выбор фишай-объектива не влияет, целая у вас матрица или кроп. В отличие от широкоугольного объектива, который на кропнутой матрице превращается в штатный, фишай остается фишаем на любой матрице. Но на выбор может повлиять сама форма объектива: если он не подходит для матриц с кроп-фактором, то лучше его не использовать, иначе вы рискуете повредить спусковой механизм.

Механические фишай-объективы

Механические объективы фишай нередко приобретают для того, чтобы сэкономить. Например, можно купить советский объектив для Зенита «Зенитар», качество оптики у которого не хуже, чем у современных электронных аналогов. Его стоимость ниже на порядок, обычно она составляет всего несколько тысяч рублей, в то время как фирменный фишай-объектив обойдется в несколько десятков тысяч. Механический объектив, если он не «родной» вышей камере, нужно надевать на специальный переходник.

Случайные статьи

Вверх