Новый самолет 5. Почему Россия затягивает выпуск истребителя пятого поколения

РФ получат новейший истребитель 5-го поколения Т-50. Самолет стоит дорого, около ста миллионов долларов США в пересчете на сегодняшний курс валюты, и у рядового налогоплательщика вполне может возникнуть вопрос о целесообразности траты столь значительной денежной суммы.

Зачем нам ПАК ФА, и другие вопросы

Нужна ли такая недешевая «игрушка» нашим военным, есть ли в ней насущная необходимость и какова будет ее роль в обеспечении мирного неба над нашей страной? С какими противниками самолету предстоит встретиться в предположительных и вероятных воздушных схватках? Сможет ли он выйти из них победителем и какова вероятность такого исхода? Какие задачи предстоит решать этому «фронтовому авиакомплексу», да еще и перспективному? Каковы его возможности и характеристики? И кто первый начал очередной виток военно-воздушной гонки? Последний вопрос и может стать ключом для ответа на все остальные.

Гонка в воздухе

Гонка вооружений происходила в истории человечества всегда. Преимущества армии, владеющей наиболее совершенными образцами техники, если не на все сто процентов, то, по крайней мере, существенно влияли на исходы войн. С середины сороковых годов началось бурное развитие реактивной авиации. Одно за другим сменялись поколения истребителей, каждое из которых отличалось от предыдущего все лучшими техническими характеристиками: скоростью, скороподъемностью, потолком, маневренностью, калибром и количеством стволов бортового стрелкового вооружения, наличием и числом ракет различного типа, средствами обнаружения и навигации. Всего поколений пока было пять. К последнему из них относятся американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Т-50. Истребитель пятого поколения сразу по внешнему виду можно отличить от самолетов, еще совсем недавно считавшихся последним словом авиационной техники.

Внешние отличия

Итак, каковы же внешние признаки Первое и главное отличие их состоит в несколько угловатых очертаниях, непривычных после красивых плавных силуэтов МиГов, «Сейбров», «Фантомов» и «Сухих», к которым все привыкли за последние десятилетия. Разумеется, эстетика здесь не при чем. Внешние обводы, состоящие из пересекающихся под определенным углом плоскостей, обусловлены возможностью поверхностей отражать радарные излучения так, чтобы как можно в большей степени они не возвращались на приемную антенну локатора, а уходили куда-то в сторону. Тем же требованием продиктовано и отсутствие или минимизация вооружений на внешних подвесках, которые из-за сложной геометрической формы «светятся» особенно ярко. Люди, немного понимающие в авиации, отметят и третий признак, по которому можно отличить истребитель пятого поколения. ПАК ФА Т-50, как и его зарубежные собратья-современники, обладает поворотным вектором тяги. Если перевести этот технический термин на общепонятный язык, это означает, что сопла имеют возможность поворачиваться относительно продольной осевой линии в двух или трех плоскостях. Во всем остальном имеют примерно такую же конструкцию, как и предыдущие модели.

Материалы

Внешний вид техники не позволяет судить о многих других параметрах, недоступных глазу. Новый истребитель пятого поколения Т-50 сделан не только из титановых и алюминиевых сплавов, в значительной степени (практически наполовину) его конструкция выполнена с применением композитных пластиковых материалов. Технологические достижения химической продукции открыли дорогу использованию полимеров для изготовления деталей, которые ранее делались только из металла. Это сразу же решило множество проблем: стал меньшим вес, опасность эксплуатационной коррозии тоже снизилась, но главным эффектом стала малая заметность для средств ПВО. Полимерные цепочки служат своеобразным демпфером, гасящим высокочастотные излучения. Последние достижения в этой области нашли применение в материалах изготовления Т-50. Истребитель пятого поколения должен быть сверхманевренным, малозаметным и обладать сверхзвуковыми скоростными характеристиками. Следовательно, ему необходимо быть легким, прочным и отражать как можно меньше высокочастотных излучений.

«Раптор» - «первый блин»

Американцы оказались пионерами в области внедрения принципов пятого поколения истребительной авиации. Они же и вкусили первые горькие плоды опыта.

Низкая радиолокационная заметность, ставшая насущной необходимостью в условиях современной войны, создала авиаконструкторам огромное количество проблем. Представления об аэродинамике пришлось пересмотреть, что заметно ухудшило летные качества. Пострадала и прочность. «Раптор» выдерживает меньшие нагрузки, чем «Фантом», бывший «рабочей лошадью» ВВС США еще во время Вьетнамской войны (4,95g/0,8 мах у F-22 против 5,50g/0,8 мах у F-4E). Скорость его тоже ниже, чем у самолетов, разработанных в конце 50-х годов, и получивших боевой опыт в 60-е.

Скромные летные характеристики обусловлены и необходимостью внутрифюзеляжного размещения вооружений. МиГи, «Фантомы» и «Томкэты» несли ракеты под крыльями, а почти все внутреннее пространство их занимали силовая установка, топливные баки, кабина экипажа, авионика и другие важные узлы. Ясное дело, дополнительный объем ухудшает аэродинамику. А это влечет за собой очень серьезные последствия. Если «Раптор» все же будет обнаружен, и по нему противник выпустит ракету, то все, что останется пилоту, это заблаговременно катапультироваться. Уйти от удара шансов мало.

Стоит примерно 350 миллионов. Один час его полета, учитывая и оплату труда пилота «тянет» на 44 000 $. Это дорого. «Раптор» F-22 уже снят с производства.

Китайский «черный орел»

В КНР реактивные истребители начали строить с опозданием на одно поколение. На заре народной авиапромышленности собственных конструкций не было, копировались Поэтому свой «Стеллс» J-20 китайцы скромно относят к четвертому поколению, хотя по мировым стандартам он скорее соответствует пятому. О «Ченду» известно мало, но судя по внешнему виду, он во многом остается носителем идей советских конструкторов.

Несостоявшийся проект МиГ-1.44 вдохновил инженеров Chengdu Aircraft Industry Corporation на создание сходной композиционной схемы. От российских самолетов «Черный орел», как называют также J-20, получил и двигатели. Для истребителя пятого поколения Т-50 конструкторы КБ «Сухой» предусмотрели двухконтурные силовые установки с переменным в двух плоскостях вектором тяги. Подробности неизвестны, но тягу два двигателя развивают до 18 тонн, что, конечно же, больше, чем у J-20.

Еще один американец

В конце восьмидесятых в США началась амбициозная программа по перевооружению Корпуса морской пехоты. Для замены «Хорнета» F-18 требовался новый самолет, обладающий некоторыми из признаков следующего поколения авиатехники. Задача усложнялась двумя требованиями, предъявленными Пентагоном: возможностью морского корабельного базирования и как можно меньшей стоимостью. Победил в конкурсе самолет, разработанный фирмой Локхид-Мартин F-35 «Лайтинг» («Молния»). По своим летным и эксплуатационным характеристикам, а также по боевым качествам он уступает даже российским перехватчикам класса Су-35. Т-50, истребитель пятого поколения, значительно превосходит его практически по всем параметрам.

Как выявить лидера?

В настоящее время на призовые места при выборе лучшего современного перехватчика могут теоретически претендовать три самолета. При этом представляется нелегкой задачей само сравнение истребителей пятого поколения. Т-50, F-22, J-20 и даже F-35 являются образцами засекреченными, подробности их конструкций составляют государственную тайну, а судить о них можно только по тем отрывочным сведениям, которые все же просочились в прессу во время их выставочных показов. И все же определенные выводы сделать можно.

Сравнение «Сухого» с «Раптором»

По причине отсутствия подробной технической информации есть смысл использовать самый простой метод оценки, геометрический. ПАК-ФА имеет большие размеры по сравнению с «Раптором», следовательно, в его оружейные отсеки может поместиться больше ракет или управляемых бомб. Так и есть, по опубликованным данным он несет 10 УР в фюзеляже и еще 6 под крыльями (у F-22 соответственно 12 и 4). При этом западные эксперты указывают на ухудшение скрытности при использовании внешних подвесок, но российские инженеры туманно намекают, что владеют технологией «Плазма-стеллс», нивелирующей этот недостаток. Судить о том, чей истребитель 5-го поколения лучше, можно и по радиусу боевого применения. Т-50 может преодолеть 5,5 тыс. км, в то время, как F-22 только 3,2 тыс. км. Достоинства «Раптора» проявляются в особой системе рассеивания теплового следа, а также в радаре, работающем с оптимальной мощностью излучения. Обе эти особенности затрудняют его инфракрасное обнаружение. Он также имеет высокую сверхзвуковую крейсерскую скорость (1,8 маха, как и у Т-50), позволяющую ему быстрее прибыть на место воздушного боя. А что же дальше?

Предполагаемый бой

Маневренные характеристики российского истребителя пятого поколения Т-50 значительно лучше, чем у американского перехватчика F-22. Это, при всех прочих сопоставимых параметрах, определяет успех в современном воздушном бою, если судить по военному опыту недавних десятилетий. При этом оба самолета создавались для решения разнообразных задач, в том числе и для ударов по наземным целям. В отличие от американского «коллеги» российский Т-50, истребитель пятого поколения, может быть также и сверхзвуковым штурмовиком, в то время как «Раптору» перед выстрелом нужно снизить скорость.

Не умаляя достоинств американского перехватчика, можно предположить, что в случае воздушного боя при прочих равных условиях успех будет сопутствовать российскому самолету чаще, чем американскому. Специалисты даже называют примерное соотношение возможных потерь: один к четырем. На практике лучше эту цифру все же не проверять.

Истребители ВКС России / Фото: pda.inosmi.ru

25 марта ВКС России отметили День истребительной авиации. 25 марта 1916 года были сформированы первые авиаотряды в нашей стране. За 100 лет эволюции истребитель превратился в многоцелевую машину, способную уничтожить любого противника. В нашем материале мы расскажем про самые современные истребители российских ВВС.

В 1915 году в России был принят на вооружение специальный тип самолета - истребитель. Самой первой такой машиной оказался проект С-16 знаменитого русского авиаконструктора Игоря Сикорского. Спустя всего год, 25 марта 1916 года, был подписан приказ, в соответствии с которым было начато формирование первых штатных истребительных авиационных отрядов.

Истребители начала прошлого века развивали скорость полета до 150 км/ч, а их экипаж состоял из пилота и штурмана. Заметив самолет противника, пилот подлетал к нему сверху, а штурман сбрасывал пушечные ядра, металлические бруски и даже гири. Немного позже метод был усовершенствован: штурман вооружился револьвером и стрелял в пилота вражеского самолета.


Истребитель С-16 конструкции Игоря Сикорского / Фото: Ростех


В конце 1930-х годов истребители уже развивали скорость около 450 км/ч. Из фанерных бипланов они превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами, а револьверы уступили место пулеметам.

Современный истребитель подразумевает сложную конструкцию, мощные двигатели и радиоэлектронное бортовое оборудование. Благодаря своей универсальности он способен выполнять и множество других задач, то есть быть многоцелевым.

Су-35: на грани двух поколений

Истребитель Су-35 - это 30-миллиметровая пушка, 12 точек подвески для ракет и бомб, более 3500 км без дозаправки, обнаружение целей за несколько сот километров. Как недавно написало американское издание The National Interest, «исключительно легкоуправляемый и укомплектованный очень мощным вооружением Су-35 может иметь дело с лучшими западными самолетами, даже с F-22 Raptor».

Су-35 признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. Впрочем, поколение «4++», к которому он относится, является достаточно условным: за исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.

Су-35 обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией (РЛС) «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн». Данные двигатели удовлетворяют требованиям пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Несмотря на отсутствие АФАР, радиолокационная станция «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них. «Ирбис» находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство западных РЛС.

МиГ-29: «точка опоры» российской авиации

МиГ-29 поступил на вооружение в 1983 году. Пилотажные характеристики истребителя потрясли многих западных пилотов, управлявших им. В НАТО истребитель получил громкое имя Fulcrum, что в переводе с английского означает «точка опоры». Уже тогда МиГ-29 обладал рядом уникальных особенностей.

Радиолокационная станция позволяла обнаруживать воздушные цели на больших дистанциях, в том числе и низколетящие цели. Кабина была оснащена системой отображения информации на фоне лобового стекла, а также нашлемной системой целеуказания и индикации (НСЦИ). Последняя позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели, лишь только посмотрев на нее. Кстати, нашлемная система целеуказания «Щель» на советских истребителях МиГ-29 считается первой в мире серийно выпускаемой НСЦИ.

Особое внимание уделялось безопасности на борту. Катапультируемое кресло позволяло пилоту в критической ситуации покинуть машину даже на нулевой высоте. Была также встроена система речевой индикации, именуемая пилотами «Рита», которая предупреждала об опасном режиме полета или угрозе со стороны противника.

МиГ-29 / Фото: Ростех


Сверхманевренный МиГ-29 отличается большой скороподъемностью - 330 м/с. Для сравнения: у американского F-16 она составляет 270 м/с. Своими пилотажными возможностями МиГ-29 не раз удивлял зрителей многочисленных авиашоу.

Кстати, в 1988 году именно МиГ-29 стал первым советским боевым самолетом, который продемонстрировали на зарубежном авиасалоне «Фарнборо». Некоторые фигуры высшего пилотажа, показанные там нашими «МиГами», до сих пор являются «русским эксклюзивом» и названы в честь наших пилотов. Именно тогда на МиГ-29 Анатолий Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа «Колокол».

Дебют на «Фарнборо» стал значимым для МиГ-29 еще по одной причине.

МиГ-29 пилоьажной группы "Стрижи" / Фото: Ростех


Тогда впервые для «двадцать девятых» придумали оригинальную раскраску - на них появились стрижи. Эти птицы дали название легендарной российской пилотажной группе «Стрижи».

Су-34: грозный «утенок»

Новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34 с одинаковой легкостью может как выполнять фигуры высшего пилотажа, так и наносить ракетно-бомбовые удары. За такие возможности Су-34 на Западе был прозван Fullback, что в переводе значит «защитник». В российской же армии он ласково прозван «Утенком» - за форму носового обтекателя кабины.

Су-34 / Фото: Ростех


Фронтовой бомбардировщик Су-34 отличается от своего прототипа Су-27 меньшей скоростью - 1900 км/ч против 2420 км/ч - и несколько худшей маневренностью. Но этот «гибрид» истребителя и бомбардировщика имеет одно явное преимущество - намного большую взлетную массу, до 45 т. При этом общая масса боевой нагрузки Су-34 составляет 8 т. Номенклатура вооружения достаточно широкая: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и различных по массе и назначению ракет класса «воздух-поверхность».

Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Все передаваемые в ВКС РФ самолеты Су-34 оснащаются разработанным КРЭТ многофункциональным комплексом РЭБ «Хибины».() Установка таких контейнеров РЭБ позволяет за считаные минуты превратить любой строевой Су-34 в специальный самолет - постановщик помех, способный обеспечить эффективную защиту целых авиационных групп от разведки и поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами. Вся прикрываемая таким самолетом авиагруппа просто пропадет с радаров противника.

РЭБ «Хибины» на крыле Су-34 / Фото: Ростех


Еще одно из ключевых отличий истребителя-бомбардировщика - двухместная кабина, в которой летчик и штурман сидят плечом к плечу, а не друг за другом. По части комфорта Су-34 в своем классе, пожалуй, нет равных. На борту «тридцать четвертого» имеются санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха. У пилотов есть возможность встать со своего места, распрямиться во весь рост. Пока самолет не поднимется на 11 000 м, пилоты практически не ощущают перегрузок и могут большую часть маршрута не пользоваться кислородной маской.

МиГ-31: «охотник» на высоте

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 попал на третью строчку в списке лучших российских военных самолетов по версии американского издания The National Interest.

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31, стоящий сегодня на вооружении ВВС России, был разработан в 1970-е годы. Он стал первым советским боевым самолетом четвертого поколения. Характеристики МиГ-31 действительно уникальны. В мире существовало всего два самолета, способных выполнять перехват на высоте до 20 км со скоростями до 3000 км/ч, - это МиГ-31 и его предшественник МиГ-25.

МиГ-31 / Фото: Ростех


Основу системы управления вооружением самолета МиГ-31 составляет радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова. Кстати, МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащенным БРЛС с фазированной антенной решеткой, и оставался единственным таким серийным истребителем до 2000 года.

Всего было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, а его серийное производство прекратилось в 1994 году. Недавно будущее МиГ-31 обсуждалось на уровне Военно-промышленной комиссии. В итоге самолет было решено модернизировать до МиГ-31БМ.

Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то модернизированный МиГ способен поражать как воздушные, так и наземные цели. Эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Боевые возможности истребителя расширит также новая РЛС «Заслон-М». Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км.

ПАК ФА: истребитель пятого поколения

ПАК ФА (Т-50) считается первым полностью «цифровым» истребителем российских ВКС. Первый полет самолет совершил в 2010 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов для испытания, а серийные поставки в войска ожидаются в 2017 году.

Большая часть информации о первом российском истребителе пятого поколения является секретной. Поэтому известны лишь приблизительные характеристики самолета. ПАК ФА полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункционален, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой.

Новейшие системы для истребителя пятого поколения создаются и на предприятиях Ростеха. Среди них и многофункциональная радиолокационная система с активными фазированными антенными решетками. Она будет принципиально новой, отличающейся от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. На самолете будет установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других станций по всей поверхности самолета, фактически составляя «умную обшивку».

На ПАК ФА будет установлено катапультное кресло пятого поколения производства НПП «Звезда». Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолета. То есть в автоматическом режиме анализируются скорость самолета, высота полета, углы тангажа, крена и другие параметры. При этом учитываются многие другие данные, в том числе рост и вес летчика - от 44 до 111 кг.

ПАК ФА Т-50 / Фото: Ростех


На первых серийных образцах ПАК ФА - турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 производства НПО «Сатурн». Этот двигатель позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.

Истребитель оснащен 30-миллиметровой авиапушкой 9А1-4071К, разработанной специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-миллиметровой авиационной пушки ГШ-30-1, производимой с 1980-х годов.

Самолеты 5 поколения - это известные на весь мир три модели: российская Т-50, американская F-22 («Раптор») и китайская J-20 («Черный орел»). Именно эти страны в случае возникновения каких-либо серьезных мировых ситуаций смогут повлиять на геополитическую ситуацию в мире. Какая модель лучше и кто сможет захватить воздушное пространство?

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет а именно ее 5 поколение. производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Т-50 ПАК ФА (Россия): как все начиналось

Самолеты 5 поколения стали разрабатываться не так давно, а сначала велось проектирование истребительными конструкторскими бюро еще в Советском Союзе. Именно в 80-е годы начались полномасштабные работы по производству многофункционального истребителя. В первую очередь планировалось создать дальний перехватчик, который способен стать достойной заменой Су-27 и МиГ-31. В качестве главных к модели предъявлялись следующие требования:

  • многофункциональность, то есть возможность действовать на любые типы целей - воздушные, наземные и надводные;
  • малая заметность в любых спектрах - от визуального до теплового и электромагнитного;
  • уникальная маневренность, что позволяло бы реализовывать нетрадиционные приемы и тактические элементы воздушного боя;
  • расширенный диапазон возможных режимов полета;
  • сверхзвуковая скорость полета.

Первый самолет комом

До того как появились российские самолеты 5-го поколения, они претерпели всевозможные совершенствования. Так, сначала в качестве главного истребителя-перехватчика выдвигался Су-47, затем - перспективный истребитель Су-27КМ. Однако ни одна из этих моделей никак не могла относиться к числу пятого поколения. Именно поэтому в 1998 году было составлено новое техническое задание на создание уникального истребителя. За это время было продумано множество моделей, только к 2001 году был продуман перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали - и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Преимущества Т-50 ПАК ФА

Как отмечалось многими специалистами, пятое поколение самолетов России отличается уникальными особенностями. В первую очередь модели привлекательны тем, что выполняют функции одновременно истребителя и ударного самолета. Кроме того, новый комплекс авионики интегрирует функцию электронного пилота. Самолеты 5 поколения России оснащены перспективной радиолокационной станцией, которая дополнена Ее особенность - в снижении нагрузки на летчика, который может концентрировать и выполнять тактические задачи.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 - самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Особенности вооружения

Т-50 - самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения - это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

F-22 ("Раптор") США

Этот самолет вполне может считаться лучшим самолетом 21 века. Связано это с тем, что в данной модели разработчики сумели воплотить последние изыски в сфере авиации. F/A-22 начал проектироваться в 1991 году, причем создавался он на основе современных средств автоматизированного проектирования. 5 поколения считаются самыми мощными и сильными в мире, поскольку отличаются длительным полетом на сверхзвуковой скорости и могут показывать уникальные тактические приемы.

По сравнению с российским самолетом, F/A-22 имеет систему управления вектором тяги, что выражается в улучшенной маневренности. Это (а также высокий уровень радиоэлектронного оборудования) сделало данную модель самой сильной в мире. Однако многие специалисты отмечают, что российские самолеты 5 поколения вполне могут поспорить с американскими аналогами с точки зрения мощи и надежности.

Отмечается, что оборонительный комплекс российского самолета решает многие проблемы с опознанием объектов с высокой точностью, хотя оснащение "Раптора" напоминает оснащение ударных самолетов. Американский самолет, в свою очередь, может похвастаться оснащением корректируемых авиабомб нового поколения, которые снабжены системой инерциально-спутникового наведения.

Оснащение "Раптора"

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. 5 поколения "Раптор" способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную - до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект - 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

J-20 ("Черный орел")

Если российские самолеты 5 поколения на слуху, то модели китайского производства пока только завоевывают мир. Так, модель J-20 - это тяжелый истребитель, созданный по схеме "утка". Однако по своим техническим характеристикам он не сравнится ни с российской, ни с американской моделью. Так, специалисты отмечают, что китайский самолет имеет проблемы с аэродинамикой, дальность полета у него небольшая по сравнению с нашей моделью, а не доведенная до ума конструкция увеличивает радиолокационную видимость агрегата. Самая главная проблема китайских истребителей - отсутствие двигателей. Получается, что тяжелый, габаритный и хорошо заметный самолет не обладает ни маневренностью, ни надежностью в эксплуатации. Соответственно, самыми надежными в мире остаются 5 поколения и американский "Раптор".

Сравнительный анализ

Проведем сравнительную характеристику двух моделей - российского и американского производства:

Тактико-технические характеристики

Российский Т-50

Американский "Раптор"

1 человек

1 человек

Площадь крыла

Длительность полета

Максимальная скорость

Дальность полета

Максимальная взлетная масса

Боевой потолок

Выводы: кто же лучше?

Новейшие истребители самой высокой мощности пока доступны только в США и России. Кто же одержит верх, если самолеты столкнутся в воздухе? Ответ на этот вопрос не так уж прост. С одной стороны, американский истребитель состоит на вооружении давно, в то время как наша модель только проходит летные испытания. С другой стороны, российский самолет обладает более совершенной конструкцией, что делает его маневреннее. Российские разработчики также акцентируют внимание на том, что самолет Т-50 может нести на себе больший запас топлива, поэтому будет совершеннее американской модели по практической дальности и боевому радиусу. В любом случае, показатели обеих моделей будут постоянно совершенствоваться, поэтому сделать четкий вывод о том, кто сильнее, пока трудно.

Несмотря на то что со времен последней мировой войны прошло уже несколько десятилетий, гонка вооружений между государствами продолжается. Страны мира продолжают создавать все новые и новые боевые единицы, такие как танки, корабли и, конечно же, самолеты. В сфере летной техники прогресс движется быстрыми темпами, и об этом можно сказать хотя бы на основании того, что среди летательных аппаратов наступает уже 5 поколение. Самолеты прошли уже через четыре поколения, и четвертое на данный момент является наиболее распространенным. Однако, естественно, время идет, поэтому постепенно люди обращаются к новым технологиям. Из этой статьи вы узнаете о том, что будет представлять собой 5 поколение самолетов, которое уже практически стоит на пороге. Сначала речь пойдет о том, что вообще представляет собой пятое поколение самолетов, чем оно будет отличаться от четвертого, а затем вы узнаете про три самых перспективных истребителя нового поколения, которые на данный момент проходят летные испытания и готовятся официально ворваться в воздушные пространства этого мира.

Что это за поколение?

Итак, сначала необходимо более подробно рассказать о том, что представляет собой 5 поколение самолетов. Четвертое поколение самолетов появилось в шестидесятые годы прошлого века, а уже спустя десять лет начались разговоры о том, какими будут истребители пятого поколения. Учитывая то, насколько сложно разработать новые технологии в подобной сфере, нет ничего удивительного в том, что такие разговоры начались практически сразу же после появления четвертого поколения истребителей. Первый истребитель 5 поколения появился в 2001 году - им стал американский F-22 Raptor. С тех пор полноценных истребителей пятого поколения пока что выпущено не было, однако стоит отметить, что работы ведутся во многих странах, а в четырех уже имеются модели, которые, как было сказано выше, проходят летные испытания. Этими странами являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Япония и Китай, причем у Китая готовится к массовому запуску сразу два самолета.

Но чем именно отличается 5 поколение самолетов от четвертого? На самом деле различий существует огромное количество, поэтому стоит перечислить только ключевые из них. Во-первых, самолеты нового поколения будут гораздо менее заметными на радарах. Достигается это самыми различными путями, в том числе с помощью пассивной передачи информации бортовых датчиков. Во-вторых, они будут отличаться широчайшей функциональностью. Это означает, что новые самолеты смогут эффективно вести бой с целями по всем направлениям: в воздухе, на земле и на воде. В-третьих, этим самолетам станет доступен полет на сверхзвуковых скоростях, но при этом форсаж использоваться не будет. В-четвертых, они будут отличаться повышенной маневренностью. Есть еще ряд других преимуществ, среди которых способность совершать всеракурсный обстрел выбранных целей при ведении ближнего воздушного боя, автоматизация управления бортовыми системами, повышенная боевая автономность и многое другое.

На этом введение необходимо заканчивать, потому что впереди вас ждет информация о реальных моделях. Естественно, речь здесь пойдет не о первопроходце F-22 Raptor, который был выпущен пятнадцать лет назад. Вы узнаете про самые современные модели, которые еще не были поставлены на постоянное производство, а только находятся на стадии испытаний. Какой истребитель пятого поколения на сегодняшний день является самым эффективным и перспективным? Именно это вам и предстоит узнать. А сравниваться будут три ведущие модели: российский истребитель "Т-50", американский F-35 и китайский J-20.

"Т-50": тактико-технические характеристики

Первым, естественно, необходимо рассмотреть истребитель пятого поколения отечественного производства, которым стал "Т-50". Длина этого самолета составляется почти двадцать метров, а размах крыла - 14 метров. База шасси составляет шесть метров, в то время как колея - пять метров. Что касается массы, то она впечатляет: пустой самолет весит 18 с половиной тонн, а если его заправить на сто процентов, то он будет весить тридцать тонн. При этом его максимальная взлетная масса достигает 37 тонн. Нагрузка на крыло составляет 330 килограмм на метр квадратный, если рассматривать заправленный на сто процентов самолет.

Что касается двигателя, то он является турбореактивным двухконтурным, однако пока что не является окончательным. Дело в том, что на самолете второго этапа будет установлен уже другой двигатель, более соответствующий истребителю нового поколения. Если говорить о летных характеристиках этого самолета, то сразу стоит отметить его предельную скорость, которая составляет 2600 километров в час, что в три раза больше, чем скорость стандартного пассажирского самолета. Что касается дальности полета, то она отличается, в зависимости от скорости. Если речь идет о дозвуковой скорости, то самолет может пролететь 4300 километров при полной заправке. Если же он летит на сверхзвуковой скорости, то его дальность составляет 2000 километров. В итоге получается, что максимальная продолжительность полета этого истребителя составляет почти шесть часов. Также стоит отметить, что его практический потолок составляет 20 километров, а длина разбега перед взлетом - 350 метров. Это идеальный пример того, какие технические характеристики должны иметь современные военные самолеты. ТТХ этой модели не заканчивается на этом - отдельно необходимо рассмотреть экипаж, который будет в нем находиться, а также вооружение.

"Т-50": экипаж

Сколько же человек нужно, чтобы пилотировать самолеты 5 поколения? Экипаж данной модели является невероятно маленьким: он состоит исключительно из одного пилота. Однако нет ничего удивительного в том, что пилоту придется пройти серьезную подготовку, прежде чем получить возможность управлять таким истребителем. Учитывая то, что в самолетах пятого поколения автоматизация выходит на новый уровень, многие могут подумать, что требования к пилоту будут снижаться. Но они только возрастают, потому что теперь ему нужно будет иметь возможность взаимодействовать со всеми современными системами. Но гораздо более интересно узнать, какое вооружение на своем борту будет иметь боевой самолет 5 поколения, который собирается выпускать Российская Федерация.

"Т-50": вооружение

Сравнение самолетов 5 поколения по тактико-техническим характеристикам - это одно дело, но совершенно другое дело - сравнивать их по вооружению. Учитывая то, что это боевые самолеты, вооружение играет очень важную роль, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Во-первых, этот самолет будет снабжен 30-миллиметровой встроенной пушкой, которая не будет представлять собой основное вооружение. Почему? Потому что, во-вторых, основной акцент делается на различного рода ракетах. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет десять тонн. Однако это максимальная нагрузка, если же говорить о стандартном варианте, то боезапасы будут весить около шести тонн. Полторы тонны будет предназначено для ведения воздушного боя (сюда входят РВВ-СД и РВВ-МД), а четыре с половиной тонны - для поражения наземных и наводных целей (КАБ-500 и РВВ-МД). В комплекте будут присутствовать ракеты как малой, так и средней и большой дальности. Более того, один будут гораздо более продвинутыми, чем те, которые используются сейчас на самолетах четвертого поколения. Они обладают повышенной дальностью, высокой чувствительностью, они защищены от воздействия помех, а также могут обнаруживать и захватывать цель прямо в процессе полета. У этой модели будет две возможные комплектации точками подвески боезапасов: или же будет восемь внутренних и восемь внешних точек, или 10 внутренних и две внешние точки. Вот так будут выглядеть российские боевые самолеты пятого поколения. Но речь в статье идет не только о российских, но и о других самолетах, поэтому пришло время перейти к рассмотрению других моделей.

F-35: тактико-технические характеристики

В первую очередь стоит отметить, что самолет F-35 Lightning II разрабатывается сразу в трех моделях, каждая из которых имеет свою особенность. Модель A создается для Военно-Воздушных Сил США и представляет собой самый простой вариант. Модель B предназначена для Корпуса морской пехоты США и отличается многими параметрами, однако ключевыми отличиями являются укороченный взлет и вертикальная посадка. Ну а модель C, которая является самой продвинутой среди трех, создается для ВМС США и имеет повышенную маневренность для успешного взлета с авианосцев, который осуществляется с помощью катапульты.

Итак, длина этого самолета составляет около пятнадцати метров, а размах крыла - десять метров (кроме модели C, которая имеет больший размах крыла, целых 13 метров). Что касается массы, то, в зависимости от модели, она составляет от 13 до 15,5 тонн, при этом, если речь идет о максимальной взлетной массе, то она может составлять от 29 до 30 с половиной тонн. Масса топлива, которое может быть залито в топливный бак, составляет от 8 до 9 тонн. Двигатель на самолете установлен американский, однако принцип его точно такой же, как у российской модели - это турбореактивный двухконтурный мотор с форсажной камерой.

Максимальная скорость полета этого истребителя составляет около двух тысяч километров в час, а крейсерская скорость - 850 километров в час. Что касается дальности полета, то она различается у разных моделей из-за отличий в конструкции. Меньше всего дальность полета составляет у модели B - всего полторы тысячи километров, в то время как модель C способна пролететь две с половиной тысячи километров. Продолжительность полета у этого самолета в два раза меньше, чем у российской модели, всего два с половиной часа. И практический потолок также немного ниже, он составляет всего восемнадцать километров. Однако это не все, что можно рассказать о самолете F-35 Lightning II - впереди вас ждет еще информация об экипаже и вооружении.

F-35: экипаж

Российский самолет "Т-50" управляется одним человеком, и то же самое можно сказать и об американском аналоге. Как вы уже могли заметить, истребители пятого поколения не рассчитаны на то, чтобы ими управляли два человека или более, и во многом это происходит благодаря тому, что значительно усовершенствована система автоматизации, поэтому на борту просто нет необходимости в нахождении сразу двух членов экипажа. Современная техника стремится к тому, чтобы истребители стали беспилотными, но пока что экипаж самолетов пятого поколения составляет один человек.

F-35: вооружение

Самолеты пятого поколения мира имеют различное вооружение, однако различается оно при этом в основном тем, где оно было произведено. Например, сейчас вы уже сможете понять, что на таких истребителях стандартом является одна пушка и большое количество различного боевого ракетного вооружения. В случае с этой моделью на борту устанавливается встроенная авиационная четырехствольная пушка, в комплекте с которой идет запас снарядов. В моделях B и C на борту имеется 220 снарядов для пушки в специальном контейнере, в то время как в третьей модели количество снарядов уменьшено до 180.

Что касается боевой нагрузки, то она составляет девять тонн для каждого из подвидов этого самолета, причем точки подвески у них у всех одинаковы. Четыре точки являются внутренними, в то время как шесть являются внешними. Что именно там подвешивается? Боекомплект этого истребителя состоит из четырех видов ракет типа «воздух-воздух» и двух видов ракет типа «воздух-поверхность» (то есть «воздух-земля» и «воздух-вода»). Вот такое имеют американские самолеты 5 поколения вооружение. А в рамках данной статьи осталось рассказать еще про один самолет, на этот раз китайского производства.

J-20: тактико-технические характеристики

Последний самолет, о котором пойдет речь в данной статье, разрабатывается китайскими правительством и может стать серьезным конкурентом описанным выше моделям. В течение длительного периода времени именно американские и российские вооруженные силы считались самыми внушительными в мире, однако в последнее время Китай выходит на качественно новый уровень абсолютно во всех сферах, в том числе и в производстве военной техники. Так что же насчет тактико-технических характеристик этой модели? Китайский истребитель имеет самую большую длину, которая составляет более двадцати метров, но при этом уступает по размаху крыла российскому конкуренту. У китайской модели он составляет всего тринадцать с половиной метров. Вес этого самолета составляет около двадцати тонн, когда он пуст, но если его полностью заправить топливом и обвесить всем вооружением, то максимальная масса достигает 32 тонн. Что касается максимальной массы, допустимой для взлета, то она составляет 36 тонн, что не намного меньше, чем у российского конкурента. Масса топлива, которое помещается на борт самолета, составляет более одиннадцати тонн. Это приблизительно такой же показатель, как и у "Т-50", но при этом на пару сотен килограмм выше. Более того, китайский истребитель может нести с собой два внешних топливных бака, каждый из которых добавляет четыре тонны массы топлива. Что касается двигателя, то здесь все еще совсем туманно - существует два прототипа, которые могут оказаться основными для этой модели, но пока что наиболее вероятной является модель Xian WS-15, которая уже находится в процессе производства, в отличие от прототипов. Ну а в вопросах максимальной скорости китайский самолет обошел американца, но, опять же, не смог сравняться с русским. Этот самолет может развивать скорость до 2100 километров в час.

J-20: экипаж

Что касается экипажа, то здесь нет никаких сюрпризов: самолет рассчитан на одного пилота, который будет отвечать за все системы, имеющиеся на борту самолета. Это стандарт, который, судя по всему, будет поддерживаться во всех самолетах пятого поколения, которые будут выпускаться в будущем.

J-20: вооружение

Когда речь идет об этом китайском истребителе, то стоит помнить, что это заграничная техника, которая вошла в финальную стадию разработки только пять лет назад. Именно поэтому о ней известно немного меньше, чем о двух других. О российском самолете известно больше, так как все источники находятся под рукой, в то время как американский просто разрабатывается уже более пятнадцати лет. Его первый пробный полет состоялся за год до того, как был полностью завершен единственный действующий самолет пятого поколения F-22. Соответственно, про вооружение китайского истребителя известно крайне мало. Пока что источники сообщают, что самолет сможет использовать ракеты как ближнего, так и дальнего действия, но ни о массе боезапаса, ни о точках подвески, ни о конкретных моделях ракет ничего не известно. Более того, пока что не до конца понятно, будет ли истребитель оснащен какой-либо пушкой. Даже если он и будет ею оснащен, то об этом пока также нет никакой достоверной информации.

Чтобы подвести итоги сравнению, можно отметить, что каждый из этих самолетов имеет огромный потенциал. Как он раскроется при фактическом использовании? Это вопрос, на который ответ станет известен уже довольно скоро, так как все эти модели находятся в фазе фактических летных испытаний. Вероятнее всего, первым будет американский истребитель, так как над ним работают гораздо дольше, чем над российским и китайским самолетами.

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Андрей Коц . Новый прототип российского истребителя ПАК ФА Т-50-11 с бортовым номером 511 впервые поднялся в небо. Об этом сообщает ряд СМИ со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли. Обновленная машина стала девятым по счету истребителем тестовой серии, задействованным в летных испытаниях. Всего же было построено 13 опытных Т-50, включая образцы для наземных статических испытаний.

Предполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-50-10, об испытаниях которого пока ничего не известно, внешне полностью соответствуют серийному истребителю. В то же время комплекс бортового оборудования новой машине достанется в наследство от Т-50-9, впервые поднявшегося в воздух 24 апреля 2017 года. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщал, что установочная партия, состоящая из 12 новейших самолетов, начнет поставляться в Воздушно-космические силы России в 2019 году. Таким образом, от первого полета до серийного производства российского истребителя пятого поколения пройдет девять лет. Для машины такого уровня — небольшой срок.

Первые испытания

Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в 2004 году. Истребитель изначально представлял собой сплав из технологий перспективных прототипов КБ Сухого Су-47 и РСК "МиГ" МиГ-1.44. Обе машины были спроектированы еще в советское время, но распад СССР поставил крест на этих программах. Кроме того, в 1997 году началось производство американской "пятерки" — многоцелевого F-22 Raptor, ставшего своеобразным законодателем мод в авиастроительной нише истребителей следующего поколения. Стало ясно, что России нужен новый самолет на замену Су-27, не уступающий западным конкурентам.

Финансирование программы ПАК ФА началось в 2005 году. А 8 августа 2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам, что разработка новой машины завершена. За два года планировалось построить три летных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА на земле на двух первых опытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС (комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технических сложностей впервые поднять истребитель в воздух удалось чуть позже — 29 января 2010 года. Опытный, еще не окрашенный борт Т-50-1 пилотировал лучший российский летчик-испытатель Сергей Богдан. Полет длился около 45 минут, в ходе которого самолет на дозвуковой скорости выполнил ряд несложных маневров с выпущенными шасси под присмотром истребителя Су-27 сопровождения.

Второй летный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. К этому дню "единица" и "двойка" совершили 40 испытательных полетов. Тесты проходили в штатном режиме, но в августе 2011 года на авиасалоне МАКС Т-50-2 неожиданно взбрыкнул. Сергей Богдан должен был выполнить показательный полет, но во время разбега по ВПП из сопла правого двигателя вырвалось пламя. Пилот был вынужден прервать взлет. Причиной инцидента был назван помпаж двигателя — потеря устойчивого течения воздушного потока через турбину. Ремонт поврежденного самолета удалось провести в короткие сроки, и он вернулся к программе испытаний.

Российский военный истребитель нового поколения Т-50 ПАК ФА взмыл в небо над Жуковским. Какие самолеты покажут высший класс на авиашоу к 100-летию ВВС, смотрите на видео РИА Новости.

"Тройка" взлетела 24 июля 2012 года. В отличие от первых двух образцов, бывших фактически "голыми", Т-50-3 уже был оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 "Белка" с радаром с активной фазированной решеткой. В декабре 2012 года в воздух поднялся Т-50-4, также задействованный в испытаниях БРЛС. Оба прототипа показали хорошие скоростные и маневренные характеристики, а перспективный радар работал в штатном режиме.

Второй этап

Опытные машины Т-50-6 (первый полет — 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) представляли собой так называемые прототипы второго этапа. Их главное отличие от старших собратьев — конструктивные особенности, позволяющие установить на самолеты новую силовую установку. В настоящий момент все воплощенные в железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1, схожими с движками на серийных Су-35С. Двигатель второго этапа, известный под обозначением "Изделие 30", получит новые вентилятор и систему управления, будет более экономно расходовать топливо и обладать повышенным ресурсом. Ожидается, что опытный ПАК ФА с этим двигателем впервые поднимется в воздух в четвертом квартале 2017 года.

Кроме того, по оценкам авиационных специалистов, "шестерка", "восьмерка" и "девятка" получили значительно усиленный фюзеляж, немного увеличенный размах крыла, а также более широкое использование композитных материалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин испытывался и штатный комплекс бортового вооружения ПАК ФА.

"Испытания идут полным ходом, замечаний особых нет. Начались испытательные полеты на боевое применение ракет, истребитель показывает отличные результаты", — рассказал журналистам в августе 2015 года на авиасалоне МАКС главком ВКС России Виктор Бондарев.

Готовность к серии

В июле текущего года на авиасалоне в Жуковском Бондарев сообщил, что в рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами. Уже сейчас самолет вызывает у военных исключительно восторженные эпитеты.

"Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, — подчеркнул Виктор Бондарев. — Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота".

В России разработали "нервную систему" для самолетов будущего Новейшая система контроля состояния конструкции авиатехники разработана на основе принципов работы нервной системы живых организмов. Разработчики считают, что это должно существенно повысить безопасность полетов.

Во многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований впервые представил на МАКС-2017 "нервную систему" этой машины — интерфейс, который контролирует состояние конструкции самолета. Для демонстрации его возможностей фонд представил макет ПАК ФА, изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким образом, что при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все внешние воздействия отображаются на мониторе, позволяя оценить характер дефектов. Не исключено, что это и многие другие технические новшества сейчас и испытывает пилот одиннадцатого — пока последнего — летного прототипа.

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя..
Случайные статьи

Вверх