«Creounity Машина Времени» — универсальный конвертер дат. Почему старый стиль точнее нового стиля Григорианский календарь был введен в

Разница стилей возникает из-за смены юлианского календаря на григорианский.

Юлианский календарь ("старый стиль") - календарь, принятый в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима.

Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа выбросил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября), а также ввел правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня.

Согласно юлианскому календарю каждый 4-й год (номер которого делится на 4), является високосным, т.е. содержит 366 дней, а не 365, как обычный. Этот календарь отстает от солнечного на 1 сутки за 128 лет, т.е. примерно на 3 суток за 400 лет. Это отставание было учтено в григорианском календаре ("новый стиль"). Для этого "сотые" (оканчивающиеся на 00) годы сделаны не високосными, если только их номер не делится на 400.

Високосными были 1200, 1600, 2000 и будут 2400 и 2800 годы, а 1300, 1400, 1500, 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300, 2500, 2600 и 2700 -- нормальными. Каждый високосный год оканчивающийся на 00 увеличивает разницу нового и старого стилей на 1 день. Поэтому в XVIII веке разница составляла 11 дней, в XIX веке -- 12 дней, а вот и в XX, и в XXI веках разница одна и та же -- 13 дней, поскольку 2000 год был високосным. она увеличится только в XXII веке -- до 14 дней, затем в XXIII -- до 15 и т.д.

Общепринятый перевод дат со старого стиля на новый учитывает, был ли год високосным, и использует следующую разницу в сутках.

Расхождение в сутках между "старым" и "новым" стилями

Век Годы по "старому стилю" Разница
с 1 марта по 29 февраля
I 1 100 -2
II 100 200 -1
III 200 300 0
IV 300 400 1
V 400 500 1
VI 500 600 2
VII 600 700 3
VIII 700 800 4
IX 800 900 4
X 900 1000 5
XI 1000 1100 6
XII 1100 1200 7
XIII 1200 1300 7
XIV 1300 1400 8
XV 1400 1500 9
XVI 1500 1600 10
XVII 1600 1700 10
XVIII 1700 1800 11
XIX 1800 1900 12
XX 1900 2000 13
XXI 2000 2100 13
XXII 2100 2200 14

Исторические даты после III века нашей эры переводятся в современное летосчисление прибавлением к дате разницы, свойственной данному столетию. Например, Куликовская битва по данным летописей состоялась 8 сентября 1380 года, в XIV веке. Следовательно, по григорианскому календарю её годовщину нужно отмечать 8 сентября + 8 суток, то есть 16 сентября.

Но не все историки с этим согласны.

"Происходит интересная вещь.

Возьмем актуальный пример: А.С.Пушкин родился 26 мая 1799 г. по старому стилю. Прибавляя для XVIII века 11 дней, получаем 6 июня по новому стилю. Такой день был тогда в Западной Европе, например, в Париже. Однако, представим, что Пушкин сам отмечает свой день рождения в кругу друзей и уже в XIX веке - тогда это по-прежнему 26 мая в России, но уже 7 июня в Париже. В наши дни 26 мая старого стиля соответствует 8 июня нового, однако, 200-летний юбилей Пушкина был отпразднован все-таки 6 июня, хотя сам Пушкин его никогда в этот день не отмечал.

Смысл ошибки ясен: русская история до 1918 г. жила по юлианскому календарю, поэтому и ее юбилеи должны отмечаться по этому календарю, согласовываясь, таким образом, с церковным годом. Еще лучше связь исторических дат и церковного календаря видна из другого примера: Петр I родился в день памяти святого Исаакия Далматского (откуда и Исаакиевский собор в Петербурге). Следовательно, и сейчас мы должны отмечать его день рождения в этот праздник, который приходится на 30 мая старого /12 июня нового стиля. Но если мы переведем день рождения Петра по указанному выше правилу, "а какой день был тогда в Париже", получим 9 июня, что, естественно, ошибочно.

Так же происходит и с знаменитым праздником всего студенчества - Татианиным днем - днем основания Московского университета. По церковному календарю он падает на 12 января старого /25 января нового стиля, именно так мы сейчас его и празднуем, тогда как ошибочное правило, прибавляя для XVIII века 11 дней, требовало бы его отмечать 23 января.

Итак, правильное празднование юбилейных дат должно происходить по юлианскому календарю (т.е. сегодня для перевода их в новый стиль следует прибавлять 13 дней независимо от века). Вообще же, григорианский календарь применительно к российской истории, на наш взгляд, совершенно не нужен, как не нужны и двойные датировки событий, если только события не относятся сразу с русской и европейской истории: например, Бородинское сражение правомерно датировать 26 августа по российскому календарю и 7 сентября по европейскому, и именно эти даты фигурируют в документах русской и французской армий".

Андрей Юрьевич Андреев, кандидат исторических наук, кандидат физико-математических наук, доцент Исторического факультета МГУ.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году. Православная Церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Поэтому проще всего происходит перевод дат церковных событий. Просто прибавляется 13 дней и все.

В нашем календаре использована общепринятая система перевода стилей (разная прибавка суток в разных веках) там, где это было возможно. Если источник не указывает, по какому стилю празднуется дата, то дата приведена по этому источнику без изменений.

Почему у нас Октябрьская революция в ноябре, рождество не со всеми, и есть странный праздник под не менее странным названием «Старый новый год»? А что происходило в России с первого по четырнадцатое февраля 1918 года? Ничего. Потому что этого времени в России не было — ни первого февраля, ни второго, ни далее до четырнадцатого в тот год не случилось. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Декрет подписан товарищем Лениным и принят, как указано в документе, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Конечно, решение было политическим. Но и наболевшим, безусловно, тоже. Как говорится, совместили одно с другим, или, опять же, как писал великий Горин: «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Большевикам не нравились церковные торжества, аресты уже порядком поднадоели, и тут как раз подвернулась идея. Не свежая.


В 1582 году жители славного города Рима легли спать четвертого октября, а проснулись на следующий день, но день этот был уже пятнадцатым. Разница в 10 суток накопилась за долгие годы и решением папы Григория XIII была исправлена. Само собой, после длительных совещаний и переговоров. Осуществляли реформу на основе проекта итальянского доктора, астронома и математика Луиджи Лиллио. К середине XX века григорианским календарем пользовался почти весь мир.


РПЦ реформу 1582 года решительно осудила, отметив, что Римская Церковь слишком уж любит «новшества» и потому совершенно «безрассудно» идет на поводу у астрономов. Да и вообще - «григорианский календарь далек от совершенства».


Астрономы между тем не молчали и, найдя поддержку некоторых ученых российских мужей, уже в 30-е годы XIX века от имени комиссии, созданной по календарному вопросу при Академии наук, высказались в пользу григорианского календаря. Николай I доклад министра просвещения князя Ливена выслушал с интересом и... согласился с князем, что календарная реформа в стране, как заметил Его Величество, «не желательна».

Очередная календарная комиссия собиралась в октябре 1905 года. Время выбрали более чем неудачное. Ясное дело, Николай II называет реформу «нежелательной» и довольно сурово намекает членам комиссии, что надо бы отнестись к вопросу «весьма осторожно», имея в виду политическую ситуацию в стране.


Ситуация между тем накалялась, и в результате случилось то, что теперь все знают как Октябрьскую революцию. В ноябре 1917 года на заседании Совнаркома было решено заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный».


Противоречия с православными праздниками - не смущают. Напротив, «старорежимные» Морозы и елки должны уйти вон из новой страны. На утренниках и приемах читают стихи поэта Валентина Горянского:


Скоро будет рождество

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку...


Горянский, шутит. Он поэт-сатирик. Он не то чтобы не любит революцию, он находится в глубокой депрессии. Бежит в Одессу, потом уезжает в эмиграцию. Но стихи про буржуазный праздник уже опубликованы. Подняты, как знамя, и вовсе без шуток. Прекращается выпуск новогодних открыток, и населению новой страны велено упорно трудиться, а если и праздновать, то новые даты...


С датами выходит путаница. После перехода на «новый стиль» оказывается, что революция в ноябре, Новый год становится старым, в смысле по старому стилю и переезжает на после Рождества, а Рождество, в свою очередь, оказывается 7 января. В справочниках появляются даты в скобочках. Сначала старый стиль - потом в скобках новый.


Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко вносят в 2007 году в Государственную Думу новый законопроект - о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечают, что «мирового календаря не существует» и предлагают установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании принимают только четыре депутата. Трое - против, один - за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование игнорируют.


Так и живем пока. На широкую русскую ногу и с распахнутой русской душой, отмечая католическое Рождество до Нового Года, потом Новый год, потом Православное Рождество, старый Новый год и... далее везде. Уже невзирая на даты. И на лица. Кстати, в феврале Новый год по восточному календарю. И документ у нас есть, если что - декрет 1918 года «о введении в Российской республике западноевропейского календаря».


Анна Трефилова

Могут ли две недели полностью выпасть из жизни человека? Конечно, если он, к примеру, был серьезно болен, находился без сознания. Но в 1918 году две недели выпали из жизни огромной страны – России. Период с 1 по 13 февраля 1918 года в российском календаре отсутствует, и объясняется это очень просто. 24 января 1918 года, ровно 100 лет назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года.

Как известно, до 1918 года в Российской империи использовался юлианский календарь. Это было связано в первую очередь с религиозной традицией: в Российской империи православие было государственной религией. Юлианский календарь был принят еще в Римской империи Юлием Цезарем, в честь которого и получил свое название. Вплоть до позднего средневековья по юлианскому календарю жила вся Европа, однако в 1582 году римский папа Григорий XIII издал указ о реформе календаря. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия. Это обстоятельство создавало определенные трудности при вычислении даты Пасхи.

В октябре 1582 г. на григорианский календарь перешли наиболее консервативные католические страны, где Ватикан пользовался огромным влиянием – Испания, Португалия, Речь Посполитая и государства Италии. В декабре 1582 г. григорианский календарь приняла Франция, а в 1583 г. – Австрия, Бавария, Фландрия, Голландия и ряд немецких земель. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они. Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г. он был введен в Японии, в 1911 г. – в Китае (впоследствии Китай вновь отказался от григорианского календаря, а затем к нему опять вернулся).

Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь. Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.

В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь. Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем.

Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны. Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах. Однако в период с февраля по октябрь 1917 года произвести календарную реформу в стране так и не удалось – не до того было Временному правительству.

Окончательно привела Россию к изменению календаря Октябрьская революция 1917 года. Разумеется, атеистам – большевикам не было дела до религиозных противоречий между православной и католической церквями, не задумывались они и об создания григорианского календаря. Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира – то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 (29) ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.

Определенную роль сыграл и «светский» характер григорианского календаря. Хотя сам календарь в Европе вводился по инициативе римского папы, Русская православная церковь переходить на григорианский календарь не собиралась. 23 января (5 февраля) 1918 года православная церковь была отделена от государства, что окончательно развязало руки новой власти в вопросе о разграничении светского и церковного календарей. Большевики решили нанести еще один удар по позициям православной церкви, отказавшись от юлианского календаря. На том же заседании Совнаркома, на котором церковь была отделена от государства, создали специальную комиссию по переходу на новый календарь. Она представила два возможных варианта развития событий. Первый вариант предполагал мягкий и постепенный переход к новому календарю – отбрасывать каждый год по 24 часа. В этом случае на осуществление календарной реформы потребовалось бы 13 лет, а самое важное – она вполне устраивала бы и Русскую православную церковь. Но Владимир Ленин склонился к более радикальному варианту, предполагавшему одномоментный и быстрый переход к григорианскому календарю.

24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным. Кроме Ленина свои подписи под документом поставили помощник народного комиссара по иностранным делам Георгий Чичерин, народный комиссар труда Александр Шляпников, народный комиссар внутренних дел РСФСР Григорий Петровский, председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Валериан Оболенский. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами».

Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года – только число по григорианскому календарю.

Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями. Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь.

Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей.

В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. 15 марта 1918 года отдел о богослужении, проповедничестве и храме Русской православной церкви постановил, что с церковно-канонической точки зрения решить вопрос о календарной реформе без согласования со всеми автокефальными церквями не представляется возможным. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.

В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль.

Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался. Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями.

Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция. В 1926 г. на григорианский календарь с сохранением некоторой специфики перешла Турция, в 1928 году – Египет. В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии – одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви. Интересно, что Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю только в 2014 году, до этого длительное время исчисляя время по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским.

История календаря в России и в СССР

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль - сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март - березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель - цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май -травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь - червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики - «изоки»), млечень; июль - липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август - серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» - рев оленей, либо от слова «зарево» - холодные зори, а возможно, от «пазорей» - полярных сияний); сентябрь - вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь - листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры - кострики конопли, название для юга России); ноябрь - грудень (от слова «груда» - мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь - студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском, что наглядно видно из табл.1.

Таблица 1. Названия месяцев на некоторых славянских языках

Современные русские названия Наиболее распространенные древнеславянские названия Современные украинские названия Современные белорусские названия Современные польские названия
Январь Сечень Сiчень Студзень Styczen
Февраль Лютый Лютий Люты Luty
Март Березозол Березень Сакавiк Marzec
Апрель Цветень Квiтень Красавiк Kwiecien
Май Травень Травень Май Маj
Июнь Червень Червень Чэрвень Сzerwiec
Июль Липец Липень Лiпень Lipiec
Август Серпень Серпень Жнiвень Sierpien
Сентябрь Вересень Вересень Верасень Wrzesien
Октябрь Листопад Жовтень Кастрычнiк Pazdziernik
Ноябрь Грудень Листопад Лiстопад Listopad
Декабрь Студень Грудень Снежань Grudzien

Основоположник русской научной хронологии. Наши предки интересовались не только астрономией вообще, но и календарными вопросами в частности. Основоположником русской научной хронологии следует считать Кирика (1110 - ?) - молодого ученого, в совершенстве изучившего вопросы теории календаря и глубоко разбиравшегося в них. Кирик жил в древнем Новгороде и являлся диаконом Новгородского Антониева монастыря. В 1136 г. Кирик написал оригинальный труд под названием «Учение..., имже ведати человеку числа всех лет», т. е. «Наставление, как человеку познать счисление лет». Этот трактат по вопросам хронологии, явился первым па Руси трудом, рассматривающим вопросы измерения больших промежутков времени. В нем изложено учение о високосном годе, о вычислении пасхалий, о лунном годе и другие вопросы. В работе Кирика решаются такие задачи, как определение числа лет, месяцев, недель и дней, протекших от «сотворения мира» до эпохи составления рукописи. Он обнаруживает хорошее знакомство с такими хронологическими понятиями, как эпакта (возраст Луны в какой-нибудь определенный день года, например 1 января, т. е. число дней, протекшее от последнего новолуния предшествующего года до 1 января текущего года), индикт (15-летний период), «солнечный круг» (28-летний период), «лунный круг» (19-летний цикл) и «великий индиктион» (цикл в 532 года). Рукопись труда Кирика впервые была опубликована в 1828 г. в «Трудах и летописях Общества истории и древностей Российских» (ч. IV, кн. 1, стр. 122-129).

Вруцелето . Около XV в. в церковно-славянском изложении календарных вопросов было создано несколько новых хронологических элементов. Важнейшим из них являлось «вруцелето» (Способ удерживать в памяти различные календарные и пасхальные таблицы, располагая числа таблицы по суставам пальцев руки, т. е. «держать лета в руке». Были «руки» на разные случаи, например «рука рождению и ущерблению Луны», «рука Иоанна Дамаскина - круг Солнцу» и т. д.) - термин, применявшийся в православных церковных календарях и имевший большое значение при составлении пасхалий. В этих календарях каждому дню года была приписана одна из семи букв славянского алфавита:

А (аз), В (веди), Г (глаголь), Д (добро), Е (есть), Z (зело) и 3 (земля). При атом буквы были расположены по особому принципу, для понимания которого надо знать следующее. В соответствии с религиозными преданиями предполагалось, что первым днем от «сотворения мира» являлась пятница 1 марта. Тогда 2 марта будет субботой, а 3 марта - первым воскресным днем. Это воскресенье было обозначено первой буквой алфавита А. Последующие дни недели получили для своего обозначения остальные буквы алфавита, по в обратном порядке. Так, 4 марта (понедельник) - 3, 5 марта (вторник) - Z, 6 марта (среда) - Е, 7 марта (четверг) - Д, 8 марта (пятница) - Г, 9 марта (суббота) - В, 10 марта (воскресенье) опять буква А. Таким образом, буква А являлась вруцелетом для первого года от «сотворения мира», так как она соответствовала в этом году всем воскресным дням.

Так как в году 52 недели и 1 день, то во втором году от «сотворения мира» первое воскресенье приходилось па 2 марта, и потому вруцелетом являлась буква В. На третьем году вруцелетом являлась буква Г, так как 1 марта падало на воскресенье. После високосных лет имеет место скачок через одну букву.

Таким образом, вруцелето дает возможность определить воскресные дни любого года, а тем самым узнать день недели любого дня года. Это особенно важно при чтении русских летописей, так как по упоминаемому вруцелету облегчается возможность установить точную дату.

Установление христианского летосчисления в России . В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, - юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата - один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» - была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя - «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни - костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

Перевод дат с древнерусской (византийской) эры на современную. Мартовские и сентябрьские календарные стили. Мы ужо знаем, что до 1492 г. на Руси за начало года принималось 1 марта, а затем до петровской реформы - 1 сентября. Поэтому в русских летописях применялись два «стиля»: мартовский и сентябрьский. При чтении летописей или других исторических документов прежде всего следует установить, в каком стиле идет датировка. Только после этого можно приступить к редукции, т. е. переводу летописной даты на современное летосчисление.

При редукции летописных дат надо придерживаться следующих правил:

1. Если неизвестно, в каком стиле датируется событие, то задача может быть решена только приближенно: из летописной даты надо вычесть 5508. Например, в источнике указана дата 6125 г. от «сотворения мира». Тогда имеем 6125 - 5508 = 617 г. н. э.

2. Если событие датировано с указанием месяца, то в мартовском и в сентябрьском стиле из летописного года вычитается 5507, 5508 или 5509, сообразно с данными табл. 2.

Таблица 2. Перевод дат с древнерусского лето счисления на современное
Месяцы, па которые падает датируемое событие Число, подлежащее вычитанию при
мартовском стиле сентябрьском стиле
Январь 5507 5508
Февраль 5507 5508
Март 5508 5508
Апрель 5508 5508
Май 5508 5508
Июнь 5508 5508
Июль 5508 5508
Август 5508 5508
Сентябрь 5508 5509
Октябрь 5508 5509
Ноябрь 5508 5509
Декабрь 5508 5509

Введение григорианского календаря в России. Широкое общение с европейскими государствами после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», вызвало необходимость применять в международных отношениях и в научной переписке григорианский календарь. Внутри страны жизнь протекала по старому стилю. Такая двойственность была связана с большими неудобствами и назревала необходимость во введении единого способа счисления времени.

В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал на нем: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви. Стремясь парализовать активность комиссии, «императорская» Академия наук срочно создала свою календарную комиссию на основе высочайшего разрешения, в котором было сказано, чтобы новая комиссия при Академии наук в своей деятельности «приняла во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля». Эти «соображения» нам уже известны и сводились к явному запрету проведения календарной реформы. В «академическую» комиссию поступило и мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введение нового календаря несвоевременным.

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Долгожданная реформа с большим удовлетворением была встречена в стране. Только представители православной религии встретили ее враждебно. Они и до настоящего времени продолжают пользоваться юлианским календарем. Следует помнить, что разница в 13 дней должна учитываться только для событий, происшедших начиная с 1 марта 1900 г. и до дня реформы. Так, день Октябрьской революции 25 октября 1917 г. по старому стилю соответствует 7 ноября по новому стилю. В прошлом веке разница составляла только 12 дней. Поэтому день рождения В. И. Ленина 10 апреля 1870 г. по старому стилю соответствует 22 апреля но новому стилю.

Реформы календаря в СССР: пятидневки и шестидневки. В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря.

Часто, читая историческую статью о событиях, происходивших до 1918 года, видим такие даты: «Бородинская битва произошла 26 августа (7 сентября) 1812 года». Почему две даты? Которая из них верна? В чем разница? Зачем эти скобки? Не одна сотня, а то и тысяча людей ежегодно ломает голову над этими вопросами. А на самом деле, все просто. Избавим вас, дорогие читатели, от множества чисел и расчетов, и объясним все «на пальцах».

Ну помедленее, так помедленнее. Суть в календарях. Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь . В Европе он начал распространяться с XVI в. и был введен по распоряжению папы Григория XIII (оттого и Григорианский).

Созиген — александрийский астроном, создатель «юлианского» календаря, принятого Юлием Цезарем в 42 г. до н.э. папа Григорий XIII — создатель «григорианского» календаря, принятого в 1582 г.

Теперь запомним несколько правил, зная которые, вы уже не будете путаться в датах:

1 правило : даты всех событий, произошедших до 1918 года, пишутся по старому стилю, а в скобках дается дата по новому — Григорианскому — календарю: 26 августа (7 сентября) 1812 года.

2 правило : если в ваши руки попал документ, написанный до 1918 года, и лишенный, соответственно, пересчета на новый стиль, не нужно лезть в интернет — можно посчитать самим. Для этого нужна вот эта табличка:

с 05.10.1582 по 18.02.1700 — прибавляем 10 дней.

с 19.02.1700 по 18.02.1800 — прибавляем 11 дней.

с 19.02.1800 по 18.02.1900 — прибавляем 12 дней.

с 19.02.1900 по 01.02.1918 — прибавляем 13 дней.

Проверим себя:

царь Федор Иоаннович родился 18 марта 1584 года по юлианскому календарю. Смотрим в табличку — надо прибавить 10 дней. Итого по григорианскому календарю день рождения Федора Иоанновича — 28 марта 1584 года.

А вот Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года. Сколько надо прибавить? Уже 11 дней. Получается 8 июля.

Юлианский календарь продолжает использовать Русская православная церковь. Гражданское летоисчисление в России ведется по григорианскому календарю. Так как же правильно писать даты исторических событий? Когда же произошла Бородинская битва — 26 августа или 7 сентября? Ответ один, и другого быть не может: правильно писать ту дату, которой соответствовал актуальный на тот момент календарь. То есть — 26 августа.

В залах Исторического музея и музея Отечественной войны 1812 года вы можете отыскать документы с разными датами и проверить себя. Как видите, это просто. Вперед, в музей!

Случайные статьи

Вверх